© ComNews
08.06.2015

Концепция Интернета вещей (Internet of Things, IoT) в России получает все большее распространение, а ИT- и телеком-компании задумываются над внедрением новых технологий. Однако развитие IoT в нашей стране задерживается из-за таких проблем, как недостаточное количество платформ, которые позволяют связывать устройства между собой, слабое развитие LTE, а также непонимание российскими компаниями механизма развития бизнеса с помощью технологий на базе концепции IoT.

IoT - возможность людей и машин, а также машин и машин взаимодействовать друг с другом, обмениваться данными. "Умные вещи" бывают разными, но внутри такой вещи - не только механика, но и ПО. Сам IoT не несет дополнительной ценности, потому что должна быть сервисная стратегия, как получать выгоду от данных, которые может предоставить та или иная вещь. С IoT тесно связана концепция Big Data (большие данные): многообразие обрабатываемых данных, благодаря которым компания или любое другое сообщество может больше узнать о клиентах или участниках, спрогнозировать их поведение, а также предлагать пользователям необходимые им продукты и услуги и др.

"Одним из современных трендов является то, что мощности микроэлектроники достигли высокого уровня, но работают на 30-40%, то есть огромные площадки не задействованы с точки зрения производства новых, более мощных чипов", - отметил вице-президент, исполнительный директор кластера информационных технологий фонда "Сколково" Игорь Богачев, выступая на конференции, организованной журналом "Harvard Business Review - Россия" и американской компанией РТС Inc.

Вторая тенденция, о которой он говорил, заключается в том, что на текущий момент, особенно в Северной Америке, мощности центров обработки данных (ЦОД) также задействованы на 30-40%. "Они готовы обрабатывать Big Data, готовы анализировать те данные, которые производит человечество. Со своей стороны телеком-компании на данном этапе серьезно обеспокоены и развивают новые стратегии и бизнес-модели для получения бизнес-идей, чтобы создавать новые инициативы для развития новых сервисов", - добавил Игорь Богачев.

"Многие компании все еще сидят в старой экономике, и не все из них смогут присоединиться к новой, к экономике IoT", - считает президент фонда "Центр стратегических разработок" Владимир Княгинин. По его словам, технически все готово к тому, чтобы применять IoT. "Но у нас не хватает пока еще программных платформ, которые обрабатывали бы это большое количество сигналов и информации. Кроме того, государство пугается нового, так как в этой системе все становится прозрачным", - отметил он.

IoT - это реальность и объективная вещь, которую никто избежать не сможет, уверен заместитель директора по развитию Фонда развития Интернет-инициатив (ФРИИ) Виталий Недельский. Чем больше людей, тем больше информации на Земле и тем больше развиваются технологии, говорит он, понимая IoT как "достройку" физического мира. "Абсолютно точно все устройства вплоть до лопат будут снабжены чипами, и люди будут снабжены чипами. Останутся и те, кто избежит этого, кто уже сегодня предпочитает смартфону телефон с кнопками, но их будет мало, и они будут четко понимать, для чего им это нужно", - рассуждает он. По его мнению, уже сейчас любой бизнес связан с Интернетом.

Директор направления ИT и облачных ресурсов J'son & Partners Сonsulting Александр Герасимов отмечает еще одну сложность для проникновений IoT в Россию. Большинство датчиков, чипов и объектов управления - беспроводные и нестационарные, они общаются с внешним миром через Wi-Fi и Bluetooth, к каждому из них оптоволоконный кабель не протянуть. "А беспроводные сети в России в основном - 2G и 3G. Устройства IoT генерируют очень мало трафика, но при этом у них очень высокое требование к доступности канала и задержке сигнала. Существующие сети 2G и 3G не смогут обеспечить необходимые требования для работы таких устройств. Это могут сделать лишь сети LTE, проникновение которых пока мало", - объяснил он.

Тем временем технологические компании нащупывают для себя путь к IoT. Как говорит представитель ОАО "Ростелеком" Александр Петров, компания ищет партнеров и для себя уже определила один из приоритетов, связанный с IoT и промышленным Интернетом. "Сейчас мы ведем активную работу с ФРИИ, намечаем, каким образом мы, как владелец будущих платформ для развития IoT, будем входить на этот рынок. Сейчас еще не выстроены бизнес-модели, мы их только нащупываем", - говорит он.

Вице-президент по информационным технологиям ОАО "РКК "Энергия" Петр Скобелев говорит, что предприятие также интересуется IoT. "Перед нами была поставлена задача перехода крупного предприятия на рельсы экономики реального времени. Мы должны видеть по каждому проекту, что мы сделали, где сейчас находимся и какой прогноз. Нужно вовремя, с предвидением, понять, что нужно сделать для того, чтобы избежать узких мест", - говорит он. По его словам, РКК "Энергия" обсуждает в этой сфере проекты с "Ростелекомом", а также с компаний PTC Inc., которая производит платформы для IoT.

По словам директора по инновационному развитию ОАО "НПО "Сатурн" Дмитрия Иванова, уже давно идет переход с модели бизнеса по продаже товаров и услуг на модель бизнеса "плати за использование". "Завтрашний день - бизнес-модель, когда мы платим за конкретную характеристику оборудования, которую мы получаем в необходимый момент времени", - говорит он. Дмитрий Иванов привел в пример компанию General Electric, которая продает уже не только авиационные двигатели, но и доступ к базе данных такого двигателя. Данные о наработке этого двигателя принадлежат производителю, GE, и она открывает доступ к ним. При помощи различных приложений можно помочь сэкономить топливо, предупредить образование льда в двигателе в определенном месте полета. "То, что мы не умеем - это придумывать на наших технологических системах, как делать бизнес. Это, на мой взгляд, ключевая проблема", - отметил он, подчеркнув, что невозможно завоевать рынок, не являясь лидером в технологиях.

По оценке руководителя департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталия Солонина, рынок Интернета вещей в России находится на стадии зарождения. "Мы видим только отдельные элементы и составляющие IoT, в то время как комплексные и промышленные решения еще не представлены", - рассказывает он. Прогнозы по развитию IoT пока сложно делать, поскольку этот сегмент еще точно не определен и не имеет четких границ. Но, очевидно, рынок будет расти очень быстро, в том числе в России. Виталий Солонин условно определяет долю России на глобальном рынке IoT на уровне 1-2%.

"Основными лидерами Интернета вещей являются США, развитые страны Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея) и Китай, а также ряд европейских стран", - говорит аналитик.