Дарья Луганская
05.12.2014

Конкуренция между GetTaxi, "Яндексом" и Uber, поделившими, по сути, на троих московский рынок такси, привела к тому, что водители начали получать доплату за невыгодных пассажиров.

Например, часть клиентов – тех, кто добирается до места назначения быстрее 17 минут, – GetTaxi с 1 декабря намеренно "перевозит" себе в убыток.

Дорогие пассажиры

Интернет-сервис для заказа такси GetTaxi с начала декабря установил новые тарифы для поездок по Москве и Санкт-Петербургу – снизил стоимость минимальной поездки для пассажиров, а компенсация водителям осталась прежней. Так, по тарифной сетке GetTaxi (есть у РБК) в будни по ставке комфорт-класса с пассажира будут брать 50 руб. при подаче, а каждая минута поездки обойдется в 18 руб. Водители же смогут забрать себе минимум 350 руб. за 20‑минутную поездку, а далее – по 15 руб. за одну минуту. Такой же была минимальная ставка водителя и до 1 декабря.

Таким образом, в случае короткой поездки водитель, работающий с GetTaxi, получит больше денег, чем ему заплатит пассажир. Например, если поездка продлится всего 10 минут, клиент заплатит 230 руб., а водитель получит 350 руб.

С увеличением времени поездки потребность в субсидии отпадает. Например, за получасовую поездку пассажир заплатит 590 руб., а водитель получит 500 руб.

GetTaxi начал компенсировать расходы таксистов на коротких дистанциях и удерживать с них деньги за длительные поездки, подтвердили РБК директор одного их таксопарков и водитель

"Для водителей короткие поездки – это риски, поэтому мы берем эти риски на себя и оставляем расчет с ними по старым тарифам", – рассказал РБК сотрудник пресс-службы GetTaxi. Выбирать для себя только доходные короткие поездки таксист, работающий с GetTaxi, не может: "Водитель изначально видит только адрес, откуда нужно забрать пользователя. После того как водитель приезжает по этому адресу и сообщает, что он на месте, на его терминале появляется информация о конечной точке маршрута".

Сколько в общем количестве поездок занимают совсем короткие маршруты, GetTaxi не называет. У "Яндекс.Такси", по его собственным данным (выборка из 2 млн заказов, осуществленных за шесть месяцев), на поездки длительностью меньше 20 минут приходится только 26% запросов, на 20–30 минутные – 30%. "Наша задача – конкурировать с "бомбилами" на коротких поездках", – добавляет представитель GetTaxi.

Парки не в накладе

GetTaxi берет фиксированную комиссию с таксопарков – 15% без НДС, или около 17,7% с НДС. При этом ее можно снизить до 12% без НДС, если, например, оклеить все машины логотипами компании.

Руководитель одного из небольших таксопарков Москвы утверждает, что в прошлом месяце у него "по GetTaxi" было 60 тыс. руб. убытка. "Ясно, что нам нужно быстро менять все алгоритмы, только непонятно, как теперь вести бухгалтерию. Я вчера смотрел отчеты: там отдельно идут стоимость поездки для водителя и клиента, а также разница", – переживает он. В GetTaxi, добавляет собеседник РБК, ему сказали, что тариф "экспериментальный" и компания еще посмотрит, как новые расценки будут работать. Он предположил, что водители будут зарабатывать примерно столько же, сколько и раньше, возможно – больше.

"Яндекс.Такси" работает только с таксопарками, GetTaxi и Uber – еще и напрямую с водителями. У "Яндекса", утверждает менеджер компании, работающей на рынке такси, комиссия на текущий момент составляет 9%. Для водителя это означает в среднем 20%, почти как у GetTaxi, считает директор таксопарка "Лето" Сергей Целиков. Но этот показатель может сильно отличаться у разных водителей: например, водитель подключенного к "Яндексу" таксопарка "24/12" Юрий Титов утверждает, что с него взимают только 11% комиссии.

Uber берет фиксированно 20% – и с водителей, и с транспортных компаний, говорит представитель пресс-службы этого онлайн-сервиса. "Дополнительные бонусы за проделанную работу не облагаются комиссией", – отмечает она.

Uber рассчитывает тарифы иначе, чем GetTaxi: к базовой цене добавляют стоимость и километра, и минуты. У компании есть два вида сервисов – бюджетный UberX и премиальный Uber Black. Относительно дешевый тариф UberX (комфорт-класс машин, например, Kia Rio или Ford Focus) устроен так: с клиента берут 50 руб. за посадку, 8 руб. за минуту и 8 руб. за километр. Минимальная стоимость поездки составляет 99 руб., а бесплатное время ожидания – 5 минут.

Махинов уверен, что Uber также доплачивает водителям, потому что "ни один таксист не будет брать заказы по таким тарифам". Таксист, сотрудничающий с Uber, рассказал, что при поездке в час пик кроме денег от пассажира за поездку длиной в 20–25 минут он может получить от компании бонус в размере около 250 руб.

"У Uber сейчас мало клиентов, по их политике водитель должен зарабатывать 500 руб. в час, но этого не происходит. Поэтому водителям компенсируют простой в пробках и прочее – доплачивают по гибкой ставке", – подтверждает менеджер одного из таксопарков. Ставка, по его словам, "плавает" от месяца к месяцу в зависимости от того, сколько водитель получил заказов ранее.

"Uber позволяет водителям зарабатывать порядка 100–120 тыс. руб. в месяц", – говорит сотрудник пресс-службы, но не рассказывает, как устроена система бонусов компании.

До появления "Яндекс.Такси", GetTaxi и UberХ минимальная стоимость поездки по рынку для эконом-класса составляла 300–400 руб., утверждает основатель "РБТакси". "От войны тарифов выигрывают обыватели. GetTaxi, Uber и, возможно, сам "Яндекс" доплачивают водителям. Такие гиганты могут годами возить клиентов условно-бесплатно и особенно этого не почувствовать, ради захвата рынка", – рассуждает Махинов.

Он полагает, что позже возможно либо повышение стоимости для клиентов, либо повышение комиссии для водителей.

В регионах другая ситуация, утверждает Махинов, – крупных игроков, таких как Rutaxi, "Сатурн", "Максим", "Мотор-Сервис", "1000такси", на рынке называют "сетевыми диспетчерскими". "Они входят в максимальное количество регионов, диспетчерская у них централизованная. Дают активную рекламу, зарабатывают заказы и уже с легкостью привлекают водителей, водители идут в их приложение", – объясняет он. Они монетизируются за счет продажи так называемых "водительских доступов": не берут комиссии или каких‑то дополнительных платежей, а дают пул заказов – например, можно купить "дневной доступ" к ним за 100 руб.

По информации на сайте GetTaxi, в компанию с момента создания вложено $207 млн. Среди инвесторов – фонды прямых инвестиций Vostok Nafta и Baring Vostok, инвестфонды Access Industries и InVenture Partners, а также частные лица, в том числе Лев Блаватник. Американский Uber, по данным Bloomberg, привлек только в июле $1,2 млрд от фонда Fidelity Investments и был оценен в $17 млрд.