© ComNews
27.11.2014

В 2013 г. объем российского рынка публичных сетей Wi-Fi превысил 1,5 млрд руб., 70% из которых пришлись на доходы от услуг связи и рекламы, а оставшиеся 30% – на продажи, интеграцию и сдачу оборудования в аренду.

Об этом говорится в исследовании рынка публичных сетей Wi-Fi в России, опубликованном вчера консалтинговым агентством J’son & Partners Consulting.

По данным компании, среди российских публичных сетей Wi-Fi доминируют неуправляемые сети, поддерживаемые юрлицами для оказания безвозмездных услуг доступа в Интернет своим клиентам (сегмент B2B). При этом управляемые сети, содержащие большое число точек доступа и управляемые из единого центра с целью обеспечивать операторские проекты в сегментах B2C и B2G, занимают около 40% по количеству размещенных хот-спотов.

"Cегмент HoReCa (Hotel, Restaurant, Café – отель, ресторан, кафе) – это явный лидер по проникновению Wi-Fi среди B2B – не менее 40-50% в крупных городах - и самый быстрорастущий сегмент в регионах России. В целом проникновение Wi-Fi в регионах России в сегменте B2B составляет не более 10%, что указывает на высокий потенциал роста регионального рынка Wi-Fi", - указывается в исследовании J’son & Partners Consulting.

По словам аналитиков, вплоть до 2018 г. HoReCa останется самым емким сегментом для Wi-Fi в денежном выражении и на московском рынке – на долю сетевых предприятий общепита придется 54% доходов в B2B-секторе, на крупные отели – 27%. Замыкают тройку отраслей - лидеров по доходам торгово-развлекательные сети с 12% рынка.

В столице уже реализован ряд крупных проектов публичных сетей Wi-Fi. Так, московская сеть Wi-Fi оператора "ВымпелКом" (бренд "Билайн") состоит из 14,4 тыс. хот-спотов. "Мы рассматриваем Wi-Fi как дополнение и возможность популяризации мобильного Интернета по технологии 3G и LTE", - пояснила в беседе с репортером ComNews пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева.

"Перспективы управляемых сетей Wi-Fi в Москве во многом связаны с реализацией проектов в госсекторе и городской инфраструктуры. Весомую роль в становлении и развитии столичного рынка Wi-Fi играет Департамент по информационным технологиям правительства Москвы, который курирует проекты по развертыванию Wi-Fi в социальной сфере – в школах, вузах и общежитиях, в парках, пешеходных зонах и т.д. (около 6,5 тыс. точек доступа). Мэрия Москвы обсуждает с операторами реализацию проекта CityWi-Fi по покрытию всей территории города сетями Wi-Fi как альтернативу сотовой связи. Согласно ожиданиям, пик спроса на Wi-Fi в Москве придется на 2018 г., когда в России планируется чемпионат мира по футболу", - говорится в сообщении J’son & Partners Consulting.

Кроме того, операторы активно развивают и проекты по развертыванию Wi-Fi-сетей на общественном транспорте. Например, до конца 2014 г. ЗАО "МаксимаТелеком" планирует оснастить хот-спотами Wi-Fi более 5 тыс. вагонов метро, таким образом обеспечив бесплатный доступ в Интернет на всех линиях Московского метрополитена. 

"МегаФон" рассматривает публичные Wi-Fi-сети как элемент повышения лояльности клиентов. Такие сети есть на транспорте, в частности в поездах "Сапсан" и "Аллегро", а также мы предлагаем услуги B2B-клиентам", - в свою очередь рассказала репортеру ComNews пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Алия Бекетова.

Однако эксперты J'son & Partners отмечают, что проекты публичных сетей Wi-Fi российских операторов пока не сопоставимы с аналогичными зарубежными проектами, возможно, за исключением лишь проекта "ВымпелКома". "Хотя схожие операторские проекты Wi-Fi за рубежом, как правило, не превышают 10-20 тыс. хот-спотов, их развитие достигается благодаря многочисленным партнерским соглашениям", - резюмируют аналитики J’son & Partners.

По словам руководителя направления по взаимодействию со СМИ ОАО "МТС" Дмитрия Солодовникова, компания обеспечивает несколько тысяч бесплатных точек доступа Wi-Fi в более чем 40 городах России (от Калининграда до Южно-Сахалинска) на территории большинства городских общественно значимых мест. "В дальнейшем мы планируем развивать это направление", - добавил Дмитрий Солодовников.

По данным J’son & Partners Consulting, модель партнерства операторов с владельцами заведений, где основной доход оператора составляет абонентская плата юридических лиц за предоставление доступа в Интернет, является наиболее распространенной в России. В то же время, как указано в исследовании, в России начали появляться новые бизнес-модели монетизации Wi-Fi, в том числе и рекламная модель.

"В целом, по данным опросов мировых операторов, наиболее важные стратегии монетизации сетей Wi-Fi в перспективе будут связаны с разгрузкой мобильных сетей передачи данных (Wi-Fi Offload), геолокационными сервисами, аналитикой на основе данных пользователей сетей Wi-Fi и услугами для бизнеса. Это те области, в которых через Wi-Fi могут быть предложены сервисы, отличные от базового доступа и имеющие добавленную стоимость. Тем не менее вопросы монетизации сетей Wi-Fi и качества сервиса остаются самыми сложными и наиболее критическими аспектами публичных сетей Wi-Fi", - отмечают аналитики.

По словам руководителя направления внешних коммуникаций "МаксимаТелеком" Ильи Грабовского, компания пока не планирует монетизацию публичных Wi-Fi-сетей. Пресс-службы РСВО и операторов "большой тройки" вчера воздержались от комментариев по возможности сделать публичный Wi-Fi платным для конечных пользователей.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2015-2018 гг. рынок публичных сетей Wi-Fi будет расти с показателем CAGR, равным 5%, и к 2018 г. его объем превысит 290 тыс. точек доступа.