Image by Freepik
Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ создать цифровую платформу для поддержания здоровья населения. Об этом он упомянул в указе "О национальных целях развития РФ на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.".
Алексей
Миколенко
© ComNews
13.05.2024

Президент РФ Владимир Путин поставил новые целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи". В эту программу вошли требования к повышению суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 г. и до 1,8 к 2036 г., в том числе ежегодный рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей; увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 г. и до 81 года к 2036 г., в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни; создание и запуск к 2030 г. цифровой платформы, способствующей формированию, поддержанию и сохранению здоровья человека на протяжении всей его жизни на базе принципа управления на основе данных.

По мнению руководителя отдела медицинской и клинической аналитики дирекции управления данными "Цифромед" Айрата Ханова, гражданам и государству цифровая платформа может дать значительное улучшение здоровья, качества медицинской помощи, долгую активную жизнь, рост численности населения, как следствие - рост экономики. "Россияне получат удобный, доступный, работающий в режиме 24/7 цифровой инструмент для взаимодействия с врачами и медицинскими организациями, доступ к цифровому профилю здоровья, помощнику в вопросах самоконтроля и принятия решений. Все зависит от того, кто будет разрабатывать платформу и какой смысл разработчики будут вкладывать в формулировку задачи", - рассказал Айрат Ханов.

Главный внештатный специалист по информационным системам в здравоохранении Министерства здравоохранения Хабаровского края Роман Бондаренко считает, что создание цифровой платформы для поддержания и сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни к 2030 г. вполне реально: "Необходимо будет проработать с юридической точки зрения ряд вопросов обработки персональных данных пациентов в направлении из частных клиник и медицинских организаций в государственные органы, не ограничиваясь структурированным электронным медицинским документом, более обогащенно и детально".

Айрат Ханов отметил, что в первую очередь необходимо построить фундамент для цифровой медицины - систему сбора структурированных и оцифрованных медицинских данных, начиная с анамнеза, жалоб и данных осмотра врача: "Строить систему нужно не в рамках медицинской информационной системы для одной или нескольких организаций или регионов, а создать и внедрить единый федеральный формат. При этом появляется еще одна непростая, но решаемая задача - проведение реинжиниринга сбора медицинских данных. До сих пор врач вручную вводит все данные в медицинскую информационную систему. Он теряет из-за этого много времени. Поэтому необходимо привлечь к процессу пациентов через личные гаджеты или терминалы в регистратуре. Практически у всего населения в руках есть смартфон, который может стать цифровым инструментом врача и цифровым помощником в руках пациента".

Роман Бондаренко рассказал об электронных медкнижках: "При развитии электронных сервисов открываются широкие перспективы для каждого участника процесса. Например, пациент может обращаться в профильные медучреждения без бумажных выписок и справок. Для медицинских организаций такой подход упростит оперативный доступ к архивным данным пациента с целью анализа динамики лечения или протекания неких отклонений в здоровье. Медикам - экспертам в различных направлениях, которые курируют разработку методик лечения и другие подобные вопросы, электронная медкнижка даст возможность на основе глобальных данных анализировать эффективность препаратов и методов лечения".

https://www.comnews.ru/digital-economy/content/229955/2023-11-07/2023-w45/1016/primenenie-iskusstvennogo-intellekta-medicine

Генеральный директор компании - разработчика систем поддержки принятия врачебных решений и программных продуктов для управления качеством оказания медицинской помощи "Платформа Третье Мнение" Анна Мещерякова поведала, что в российских клиниках данные пациентов хранятся в различных информационных системах в зависимости от их типа: "Системы необходимо поддерживать и обновлять, обеспечивать их совместимость и взаимодействие, так же как и информационную безопасность. Платформенность позволяет бесшовно интегрировать различные элементы и сегменты систем, а также использовать инновационные решения в защищенной отказоустойчивой среде. Консолидация медицинских данных гражданина является основой возможности своевременного анализа рисков, предупреждения заболеваний, автоматизированных направлений на диагностику и лечение", - сказала Анна Мещерякова.

Она отметила важность доверия граждан цифровым медицинским платформам и ценность хранения данных о здоровье там, где их можно обогатить и профессионально интерпретировать: "Не так давно люди хранили сбережения дома, так как не доверяли банкам. Но банки сумели выстроить доверие, и теперь наличные деньги для оплаты покупок - это скорее редкость. Цифровым платформам для здравоохранения нужно пройти такой же путь - выстроить доверие и подтвердить однозначную пользу от функциональных возможностей. Здоровье и жизнь близкого человека бесценны. И инвестировать в сбережение здоровья нужно как можно раньше, до появления признаков серьезных заболеваний".

Роман Бондаренко сообщил корреспонденту ComNews, что благодаря созданию цифровой платформы медицинские учреждения смогут усилить профилактическую работу: "Именно профилактика во многом помогает снизить заболеваемость и повысить качество жизни. С помощью единой цифровой платформы россияне смогут своевременно получать направления на диспансеризацию, дополнительные обследования, рекомендации по физическим нагрузкам, питанию и образу жизни. За счет профилактических мер нагрузка на медицинский персонал снизится, а общий уровень здоровья граждан будет расти. Также цифровые технологии будут полезны на этапе лечения - для каждого пациента можно будет выдавать персональные рекомендации и подбирать лекарства, которые эффективны именно для него".

Роман Бондаренко отметил, что в здравоохранении уже есть наработки в области цифровых платформ: "Чаще всего это решения с использованием нейросетей внутри медицинских информационных систем, которые анализируют данные по пациентам клиники и напоминают им о процедурах, необходимости записаться на прием или сдать анализы. Как правило, это локальные решения с разной степенью эффективности. В целом медицинские учреждения уже хорошо понимают ценность данных и стремятся их использовать для работы с пациентами", - считает Роман Бондаренко.

Айрат Ханов перечислил функции, которые он видит в будущей цифровой платформе:

  • Цифровой профиль

  • Персональный цифровой помощник для каждого гражданина

  • Дневник состояния здоровья и медицинских событий

  • Сбор и хранение медицинских документов и ссылок на них

  • Справочная информация о профилактике, диагностике и лечении заболеваний

  • Тесты для самоконтроля

  • Обратная асинхронная связь с медицинскими работниками и организациями

  • Запись на прием

  • Заявка на прием с предварительным описанием состояния и жалоб

  • Доврачебный диагностический опросник

  • Удаленный асинхронный мониторинг

  • Удаленное управление лечением

  • Первый этап диспансеризации населения - сбор и оценка анамнестических данных

  • Использование технологий искусственного интеллекта

  • Прогнозирование возникновения заболеваний

Также Айрат Ханов к ожидаемым положительным эффектам отнес:

  • Увеличение доступности медицинской помощи

  • Повышение удовлетворенности населения

  • Единое круглосуточное окно коммуникации с обратной связью пользователя с системой здравоохранения

  • Создание обновляемого персонального цифрового профиля

  • Прогнозирование заболеваний - определение вероятности развития заболеваний на основе индивидуальных факторов риска

  • Улучшение диагностики

  • Персонализированное лечение - учет индивидуальных особенностей и выбор оптимальных схем лечения

  • Удаленное управление лечением

  • Автоматизация и оптимизация процессов, снижение нагрузки на медицинский персонал, автоматизация рутинных задач, улучшение управления медицинскими данными, обеспечение более эффективного распределения ресурсов

"Есть несколько сложностей реализации такого проекта: привлечение пациентов к коммуникации с платформой, сбору медицинских данных, а также опасения граждан в связи с возможными утечками персональных медицинских данных", - сказал Айрат Ханов.

Новости из связанных рубрик