Алгоритмы не будут работать, пока граждане не обучатся цифровой грамотности
На фото слева направо: начальник УИиОС ГУ МВД России по г. Москве Владимир Васенин, заместитель председателя комиссии по экономике и трудовым отношениям Общественной палаты РФ Вадим Ковалев, начальник УБК ГУ МВД России по городу Москве Дмитрий Просоленко, начальник Правового управления ГУ МВД России по городу Москве Екатерина Григорьева
Начальник управления информации и общественных связей Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве (ГУ МВД) Владимир Васенин отметил, что ориентировочно половина из общего объема мошеннических действий совершается через интернет, социальные сети и устройства. "Мы прекрасно понимаем, что с каждым днем сотрудники полиции, которые работают на территории Москвы, используют камеры видеонаблюдения и раскрывают преступления. Доля дистанционных мошенничеств с каждым годом растет. Если брать 2023 г., то количество преступлений, раскрытых за прошлый год, составило 15,5 тыс. случаев, а количество лиц, задержанных за совершение того или иного мошенничества, составило почти 8000 человек на территории столицы", - сказал Владимир Васенин.
22 мая 2023 г. внутри ГУ МВД России по Москве появилось управление по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий, начальником которого является полковник Дмитрий Просоленко. Он рассказал корреспонденту ComNews, что внутри управления работает около 1000 ИТ-специалистов, которые привлекались из Московского университета МВД, а также из Российского технологического университета и МГТУ им. Баумана.
Дмитрий Просоленко обратил внимание, что с развитием техники мошенники также совершенствуют навыки. "Чтобы с этим справиться, мы учимся, но без взаимодействия с гражданами мы не добьемся больших результатов. Нам надо установить правила игры в этой сфере и научить граждан ИТ-грамотности. Много профилактических программ уже проводится. Мы готовы к сотрудничеству со всеми на любой платформе", - сообщил он.
Директор по работе с данными платформы "Авито" Андрей Рыбинцев предложил в рамках объединения усилий по кибербезопасности прекратить делить стороны на бизнес и государство. Он обозначил, что в основе бизнеса "Авито" лежит доверие и безопасность и компания ежегодно вкладывает более 4 млрд руб., чтобы поддерживать безопасность, над которой работают больше 500 ИТ-специалистов.
"Векторами развития "Авито" на данный момент является повышение уровня сервиса и культуры пользователей, улучшение точности метрик и снижение side-метрик, а также просвещение пользователей о способах защиты и инструментах. Согласно опросам, платформе в 2024 г. доверяют 73% пользователей", - сказал Андрей Рыбинцев.
Вопрос доверия в рамках совершаемых сделок обозначила директор продукта, департамента доверия и безопасности "Авито" Наталья Юматова. Она рассказала, что за время экспериментов "Авито" стало видно, что количество продавцов, которые обеспечивают высокий уровень сервиса (зеленые продавцы), на площадке выросло на 16%. "Это на самом деле заслуга как наших усилий с точки зрения продукта, так и самих продавцов, которые видят в личном кабинете, в интерфейсе подсказки, как корректно работать с покупателями, на что обращать внимание, и, соответственно, работая над уровнем сервиса, также повышают качество сделок, которые приходят на площадке", - сказала Наталья Юматова.
Она упомянула, что одним из самых крупных фокусов "Авито" уже не первый год является проверка продавцов и покупателей и возможность подтвердить, что за учетной записью стоит реальный человек или компания. "Мы это называем верификацией, и на данный момент более 14 тыс. человек проходят верификацию каждый день и получают цифровые бейджи. За год этот показатель вырос в три раза. Это направление важно для нас, в том числе и потому, что наши опросы и исследования показывают, что 90% пользователей платформы отдают предпочтение именно проверенным продавцам, поэтому мы так сосредоточены и усиленно работаем над тем, чтобы клиент эту проверку проходил", - сказала Наталья Юматова.
Руководитель Единой системы идентификации, аутентификации и цифрового профиля (ЕСИА) Людмила Левкова отметила, что уровень доверия к ЕСИА растет и более 100 тыс. идентификаций происходит каждый день.
Руководитель фонда "За права заемщиков" Евгения Лазарева назвала основные инструменты защиты от киберугроз:
Визуальные
Push-уведомления (в том числе предупреждения)
Принудительный просмотр правил (временное дополнение главного экрана при загрузке приложения)
Выделение цветом
Встроенные механики на стороне сервисов
Идентификация через ID
Проверка платежного инструмента через СБП
Оценка поведенческого аспекта с помощью мобильных операторов
Обмен данными внутри экосистем
Нейросети для контроля текущего поведения (в том числе переписки)
Внутренние настройки по идентификации гаджета доступа
Представитель пресс-службы российского интегратора Angara Security сообщил корреспонденту ComNews, что можно сократить количество утечек и, следовательно, преступлений за счет киберграмотности сотрудников компаний, даже если они имеют доступ к данным клиентов и партнеров, а также приняв необходимые меры информационной безопасности к ИТ-инфраструктуре компаний. "Помимо этого, необходим системный мониторинг внешнего периметра ИТ-инфраструктуры, через который совершается около 80% атак на бизнес", - сообщил представитель пресс-службы Angara Security.
По словам генерального директора Itprotect Андрея Мишукова, чтобы понимать, как сокращать статистику мошенничества, нужно проанализировать кейсы, которые входят в эту статистику, а также понять причины, по которым происходило мошенничество, и факторы, которые этому способствовали, и уже принимать меры по недопущению использования мошенниками средств, каналов связи, факторов, позволяющих им совершать эти действия.