Креативные индустрии получат поддержку от государства
Онлайн-школы Moscow Digital School, Bang Bang Education и XYZ, входящие в образовательную компанию Ultimate Education, провели совместное исследование по развитию креативных индустрий в России. Опрос проходил с ноября 2023 г. по конец января 2024 г. среди юристов. Более половины из них (58,3%) считают низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности главным препятствием для развития креативных индустрий в стране. Недостаток финансирования отрасли отметили 50% опрошенных, отсутствие поддержки со стороны государства - 41,7%, нехватку высококвалифицированных специалистов - 33,3%.
Заместитель председателя комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин в качестве основной проблемы выделил дефицит кадров: "В кинопроизводстве, индустрии создания игр, в других сферах мы видим взрывной рост, на который не может адекватно ответить рынок труда. Не хватает квалифицированных сценаристов, операторов, дизайнеров, программистов. Это подталкивает стоимость услуг вверх, что ведет к удорожанию продуктов, а следовательно, к снижению динамики рынка. В ближайшее время планируется принятие рамочного закона о креативных индустриях. Это позволит систематизировать поддержку отрасли, в определенной степени укрепит ее авторитет, обеспечит дополнительное внимание со стороны инвесторов. Уверен, что Госдума РФ примет законопроект в ближайшее время".
Основатель и продюсер компании - разработчика и производителя робототехнических EdTech-наборов "Роббо" Павел Фролов, помимо нехватки кадров, обратил внимание и на защиту авторских прав: "Существуют сложности в контроле за нарушениями авторских прав и их защите, например, при незаконном использовании товарного знака, пиратском копировании и продаже копий в обход создателя. Также еще недостаточно развита судебная практика, в частности, в цифровой среде. Квалифицированные кадры можно находить в самых разных регионах страны, в том числе сильно удаленных друг от друга. Для устойчивого развития отрасли необходимо объединять людей, обладающих творческими, исследовательскими и предпринимательскими компетенциями для обмена опытом и работой над общими проектами".
Соучредитель Международной ассоциации креативных индустрий (ICIA) Дарья Дубенскова привела в пример опыт коллег из ОАЭ: "Для того чтобы в полной мере задуматься о компетенциях и квалификациях в сфере креативных индустрий, стоит сформулировать, что мы подразумеваем под этим понятием. Какие виды экономической деятельности мы соотносим с креативными индустриями и какие требования им предъявляем? Например, в ОАЭ большая международная команда формирует и актуализирует стратегии развития культуры и креативных индустрий. Это позволяет сократить количество "иждивенцев" и увеличить долю "созидателей" - экономически активных людей, так называемого креативного класса. На мой взгляд, нашему государству стоит сосредоточить внимание вокруг конкретной ситуации: как изменится жизнь человека, который ассоциируется с креативными индустриями? Когда мы ответим на эти вопросы, начнем двигаться более поступательно".
Однако, по мнению 38,5% юристов, креативные индустрии активно развиваются и имеют большой потенциал. При этом абсолютное большинство респондентов (83,3%) уверены, что в ближайшие 5-10 лет в России можно ожидать роста количества и качества проектов креативной экономики.
Также для развития креативных индустрий в России, по мнению большинства юристов (80,8%), необходимо обеспечить получение на льготных условиях государственной и муниципальной собственности для создания креативных пространств и кластеров, проведения культурных мероприятий. 65,4% отмечают необходимость предоставления налоговых льгот для участников рынка, 53,8% - создание специальных фондов для финансирования проектов. Проведение образовательных программ и мастер-классов поддерживают 46,2% респондентов, оказание информационной поддержки - 38,5%.
Преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Никита Данилов считает, что государство должно стимулировать поддержку отечественных производителей контента: "Российские исполнители, фильмы и сериалы очень популярны среди отечественной аудитории. При этом правообладатели активно инвестируют в создание контента, экспортируют его за рубеж, что способствует продвижению российских культурных ценностей в других странах. Также необходимо учитывать, что в креативных индустриях значительная доля расходов правообладателей приходится на оплату творческого вклада, то есть заработную плату и финансирование креативных специалистов и артистов. С целью стимулирования инвестиций российских правообладателей в производство качественного отечественного контента стоит предусмотреть комплекс мер поддержки креативной индустрии, в том числе в части создания комплекса налоговых льгот, льгот по страховым взносам и иных мер налогового стимулирования".
Кроме того, юристы считают, что необходимы законодательные изменения для дальнейшего развития креативных индустрий в стране. Наиболее важными мерами являются усиление защиты интеллектуальной собственности (61,5%) и введение налоговых льгот и стимулов для креативных компаний (61,5%). Упрощение процедуры регистрации компаний, получение разрешений и лицензий отметили 34,6% опрошенных, разработку специальных законов и нормативных актов для креативных индустрий - 23,1%.
Дарья Дубенскова рассказала, что небольшие сдвиги в этом направлении уже произошли: "Оформляется правовой каркас, формируется регулирование. Конечно, существующая нормативно-правовая база будет постепенно устаревать, и это нормальный процесс. Но мы уже имеем возможность измерить вклад креативных индустрий в экономику, примерно оценить долю креативных индустрий в ВВП. Пока мы это делаем в рамках ранних, прежних конструкций, но тем не менее это уже данные, от которых можно в какой-то степени отталкиваться".