ВК упал, но быстро поднялся
Первым о сбое в работе ВК сообщил Telegram-канал "Раньше всех. Ну почти" - в 10:22 по московскому времени: "Пользователи "ВКонтакте" по всей России жалуются на сбои в работе соцсети".
Тогда же начали поступать жалобы в сервис Downdetector. "Общий сбой - сайт не работает. В web-версию еще можно зайти, но не видно всех разделов. Приложения не работают", - пишет один из пользователей.
Наиболее распространенными были жалобы, что не отображаются разделы (сообщения, музыка), на циклическую загрузку мобильного приложения ВК или просто белый экран вместо ленты, а также на отсутствие SMS-сообщений для авторизации при забытом пароле. Несколько реже отмечались жалобы на неполадки с Mail.RU, включая почту и облачное хранилище, в основном от жителей Москвы и Московской области.
"ОК сбой не затронул", - ответила на запрос ComNews пресс-служба соцсети "Одноклассники". Downdetector также не зафиксировал отклонений в работе "Одноклассников".
Наибольшее количество обращений фиксировалось из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Белгорода, Казани и Ростова-на-Дону. Также проблемы испытывали пользователи в Белоруссии, Казахстане и Киргизии. По данным Downdetector, доступ к соцсети ВК не могли получить до 70% пользователей. Вместе с тем в ряде регионов, в частности в Татарстане и Башкирии, пользователи сообщали о кратковременном (5-15 минут) сбое.
"16 января в 11:30 в ЦМУ ССОП поступила информация о сбое в работе сервисов "ВКонтакте" по всей территории России. Причина: сбой на инфраструктуре "ВКонтакте". Специалисты занимаются устранением проблемы. По информации на 11:54 работа ВК восстановлена", - такую информацию о проблемах ВК привел подведомственный ФГУП "ГРЧЦ" Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП).
"ВКонтакте" работает в обычном режиме. Все сервисы соцсети доступны пользователям в полном объеме", - ответила ComNews пресс-служба ВК.
До этого масштабный сбой в ВК произошел 22 ноября 2023 г. Он продолжался около пяти часов. Причиной тогда, по данным ЦМУ ССОП, стали проблемы с оборудованием.
https://www.comnews.ru/content/230336/2023-11-23/2023-w47/1010/sboy-rab…
"Онлайн-бизнесам всегда надо резервироваться как внутри платформы, так и между площадками (ЦОД). Сбои, как программные, так и аппаратные, были, есть и будут, а 100%-ного уровня надежности не в состоянии обеспечить никто", - такой неофициальный комментарий данного инцидента дал представитель крупного оператора ЦОДов.
Руководитель направления информационной безопасности iTPROTECT Кай Михайлов считает наиболее вероятной причиной сбоя перегрузку или кратковременный выход из строя одной из подсистем на стороне ВК или его партнеров: "Поскольку сбой был не повсеместным и устранен быстро, об атаке со злым умыслом говорить не приходится, скорее имели место нечастые, но и не выходящие из ряда вон технические проблемы. Точную причину сбоя определить извне практически невозможно. Чаще всего подобное происходит в связи с одним из двух факторов. Первый - возможные проблемы на стороне провайдера, с которым работает сам VK и который мог не справиться с наплывом запросов или потерпел временный выход из строя части мощностей. Второй - проблема с мощностями у провайдера, отвечающего за маршрутизацию трафика, так как сбой произошел только в некоторых регионах, преимущественно в европейской части России. В случае с компаниями, подобными VK, предоставляющими услуги на больших территориях, в том числе за рубежом, работоспособность сервисов зависит не только от самой организации, но и от таких провайдеров. Скорее всего, у одного из них, или нескольких, временно возросла нагрузка на мощности, и пока организация устраняла проблему, некоторые пользователи не могли подключиться".
Ксения Рысаева, заместитель руководителя Центра практической ИБ Innostage также обращает внимание, что источником проблем могло стать мобильное приложение, при этом web-версия сохраняет работоспособность, пусть даже и частично: "У мобильного приложения могут быть сбои по разным причинам - например, из-за ошибок в коде, проблем с сетью, несовместимости с версией операционной системы. При этом сам сервис может работать нормально. В таком случае рекомендуется проверить наличие обновлений для приложения, перезагрузить устройство, очистить кеш приложения или обратиться в службу поддержки для получения дополнительной помощи".