Юлия
Тихонова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
15.01.2024

Популярность отдельных соцсетей, например "ВКонтакте" и Telegram (де-юре российским не является) за последние два года выросла. Увеличилось и общее количество соцсетей и медиаплатформ, где общаются россияне: объектами исследований становятся и музыкальные сервисы, и "отзовики", и маркетплейсы. В то же время государство стремится все больше контролировать работу медиаплатформ: и контент, который на них размещается, и алгоритмы, которые его продвигают. Но чем больше платформ и чем больше доля на рынке отдельных игроков, тем сложнее создавать единые механизмы их регулирования.

В 2023 году ли­дером из соц­се­тей по ис­поль­зо­ванию рек­ла­мода­теля­ми в Рос­сии ста­ла "ВКон­так­те", за ней сле­дуют Telegram и "Од­нок­лас­сни­ки". Это следует из результатов исследования "Отечественные и зарубежные социальные сети/онлайн-платформы: состояние, сравнительный анализ и перспективы", над которым работали региональная общественная организация "Центр Интернет-технологий", Ассоциация коммуникационных агентств России и Ассоциация развития интерактивной рекламы.

По данным исследования, количество отечественных социальных сетей в 2023 году превысило количество иностранных, их доля составила 56%: в 2021 году общее количество известных социальных сетей составило 41 (из них 18 - российские), а в 2023 году их стало 63, из них 35 - отечественные социальные сети.

"ВКонтакте", Telegram и "Одноклассники" авторы исследования рассматривают как развитые соцсети, а такие онлайн-площадки, как LOOKY, Yappy, TenChat, "Яндекс Музыка", "Звук" (платформа для прослушивания музыки от "Сбера"), обладают, по мнению авторов исследования, потенциалом быстрого развития.

Помимо этого, как отметил президент Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Борис Омельницкий, потенциал для размещения рекламы есть и у так называемых ретейл-медиа: "До 25% бюджета рекламодатели в России готовы выделить для экспериментов с рекламой. Наиболее интересным и растущим сегментом являются ретейл-медиа, потому что люди проводят много времени в интернет-магазинах и на маркетплейсах, оставляют отзывы".

Тот факт, что "отзовики" и маркетплейсы становятся полноценной площадкой, где россияне ведут обсуждения, подтверждают и исследователи ООО "Палитрумлаб" (сис­те­ма мо­нито­рин­га и ана­лиза со­циаль­ных ме­диа и СМИ Brand Analytics). Согласно результатам исследования, пять основных площадок по объему сообщений - Telegram, "ВКонтакте", "Одноклассники", Instagram* и YouTube, причем совместно Telegram и "ВКонтакте" - это 87% всего инфополя.

"Пятерка основных площадок по количеству авторов: "ВКонтакте", Instagram*, Telegram, YouTube и площадки с отзывами, включающие геосервисы, маркетплейсы и "отзовики", - сообщают исследователи Brand Analytics. По их данным, уже 8% пользователей сидят в онлайн-магазинах и на других площадках, где можно оставить отзыв.

Российские власти однозначно поддерживают этот тренд и считают, что российские блогеры должны и дальше выбирать отечественные площадки, в том числе Telegram, который не является российским - (у Telegram нет сотрудников, офисов или оборудования в России, он базируется в Дубае), переходя из Instagram*, YouTube и TikTok.

https://www.comnews.ru/content/230899/2023-12-27/2023-w52/1013/pochemu-…

В то же время в 2023 году расширился инструментарий по регулированию работы соцсетей. Так, с октября 2023 года действует за­кон о ре­комен­да­тель­ных ал­го­рит­мах. Те­перь вла­дель­цы соц­се­тей, мар­кет­плей­сов и ин­тер­нет-ма­гази­нов с ре­комен­да­тель­ны­ми сис­те­мами дол­жны раз­мес­тить пра­вила, по которым при­меняют эти тех­но­логии. Тре­бова­ния коснулись да­же сай­тов без по­доб­ных ал­го­рит­мов, ес­ли в них встроен по­каз рек­ла­мы от сто­рон­них сер­ви­сов.

https://www.comnews.ru/content/227523/2023-07-19/2023-w29/socseti-i-marketpleysy-rossii-raskroyut-karty-rekomendatelnykh-algoritmov

Депутат Государственной Думы Антон Горелкин, который выступил инициатором законопроекта, считает этот закон личной победой. В Telegram-блоге Антон Горелкин пишет: "Российским пользователям теперь в обязательном порядке объясняют, как устроены рекомендации на том или ином сайте или в приложении и какая информация для этого собирается. Также граждане получили право жаловаться на некорректную работу рекомендаций, а Роскомнадзор - возможность проверять ресурсы, заподозренные в манипуляциях".

Когда закон еще не был принят и шли обсуждения вокруг него, руководство общественной организации "Роскомсвобода" (признана Минюстом России иноагентом) высказалось, что обязывать компании следовать государственному курсу сетевых рекомендаций контента - неэффективно. По мнению руководства "Роскомсвободы", закон был нужен, чтобы в Сети стало больше цензуры, госпропаганды и лояльного контента, который соответствует "генеральной линии партии"; а забота о том, что кто-то из граждан находится в "цифровом пузыре" и стремление помочь из него выйти - только одна из целей.

В идеале платформы в интернете должны функционировать на основе саморегуляции, а пользователи должны иметь возможность самостоятельно определять, на каких площадках им комфортно и полезно находиться, а на каких - нет. Но ситуация в России иная, о саморегуляции речи не идет. Тем не менее для регулирования большего количества медиаплатформ понадобится больший инструментарий, что однозначно усложнит задачу, ведь каждая площадка имеет специфику. Придется в целом пересматривать понятия и расширять определения, какие ресурсы для публичного обмена сообщениями могут называться соцсетью и какие из них подпадут под регулирование.

* принадлежат Meta - компании, признанной экстремистской и террористической; запрещена в РФ