Image by gpointstudio on Freepik
Общий объем экономики Рунета по итогам 2023 г. составит 16,4 трлн руб., что на 35% превысит уровень 2022 г. При этом исследователи Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) существенно пересмотрели ранее представленные показатели в сторону увеличения.
Яков
Шпунт
© ComNews
15.12.2023

Первая версия прогноза по объему экономики Рунета была представлена на российском интернет-форуме в мае. Тогда ее объем аналитики РАЭК оценивали в 15,8 трлн руб., а темпы роста относительно 2022 г. - в 29%, что совпадало с фактическими данными за 2022 г.

https://www.comnews.ru/content/226338/2023-05-25/2023-w21/ekonomika-run…

Обновленный прогноз РАЭК представили на пресс-конференции АНО "Цифровая экономика", посвященной подведению итогов 2023 г. Традиционно исследователи РАЭК выделяют четыре сегмента, которые составляют экономику Рунета: электронная коммерция, маркетинг и реклама, связь и инфраструктура, цифровой контент.

Крупнейшим сегментом является электронная коммерция - ее объем составит, по предварительным данным, 15,4 трлн руб. Как отметила главный аналитик РАЭК Мария Сайкина, темпы роста в данном сегменте были скорректированы на 5%. Она подчеркнула, что в 2023 г. продолжился переход традиционной розницы в онлайн, причем с тенденцией к ускорению из-за инфляционных процессов и стремлением потребителей найти товары по более низким ценам, но при этом в физическом выражении покупать меньше они не стали. Более того, как отметила Мария Сайкина, потенциал такого перехода еще полностью не исчерпан, и он будет влиять на рынок еще как минимум несколько лет. Другой тенденцией, по ее оценке, стал ренессанс трансграничной торговли, причем если раньше трансграничная торговля сводилась только к покупкам россиянами товаров из-за рубежа, то теперь российские производители предлагают продукцию на внешних рынках.

Обратной стороной, как отметил директор РАЭК Сергей Гребенников, стало то, что на отрасль обратили внимание регуляторы. Одним из аспектов этого внимания, по его мнению, стал законопроект, регламентирующий работу маркетплейсов. Один из его авторов первый зампред Комитета Госдумы по контролю, председатель наблюдательного совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Дмитрий Гусев рассказал ComNews, что данный нормативный акт представляет собой поправки к действующему законодательству, которые касаются шести изменений: запрет на корректировку оферты чаще раза в год, запрет на блокировку личного кабинета продавца и изъятие денег с его счетов в виде штрафов. По мнению Сергея Гребенникова, шансы на принятия данного нормативного акта очень велики, и он вступит в силу уже в 2024 г.

https://www.comnews.ru/content/229440/2023-10-16/2023-w42/1008/gosduma-…

Вторым по объему сегментом экономики Рунета стала интернет-реклама и маркетинг - 474,8 млрд руб., что на 22% больше уровня 2022 г. Как напомнила Мария Сайкина, данный сегмент в прошлом году продемонстрировал снижение на 10%. В мае Сергей Гребенников озвучил прогноз на уровне 5%, но восстановление рынка пошло быстрее, чем предполагалось, а негативное влияние ограничений, которые налагает обновленное законодательство о регулировании рекламы, аналитики несколько переоценили. По мнению Марии Сайкиной, главным фактором роста рынка стали усилия компаний, которые выводят продукцию на рынок, как российских, так и зарубежных. Основным сдерживающим фактором, по ее мнению, является нехватка инвентаря, который раньше предоставляли ушедшие с рынка компании. Прогноз развития данного сегмента на 2024 г. Мария Сайкина считает более чем благоприятным, более того, она ожидает в сегменте настоящий бум. Сдерживающим фактором, по ее словам, являются не вполне понятные правила игры, однако пока новые требования никак не сказались на расходах игроков рынка.

Сегмент инфраструктуры в РАЭК оценили в 426,4 млрд руб., что на 42% больше уровня 2022 г. Как рассказала Мария Сайкина, основным драйвером роста стало развитие облачных платформ, и особо отметила государственные инфраструктурные проекты ("ГосТех", "Гособлако"). Новыми тенденциями 2023 г., по ее оценке, стали опережающий рост сервисов класса PaaS (платформа как услуга), активное строительство частных и гибридных облаков, а также рост предложения услуг в сфере информационной безопасности по моделям MSSP (управляемые сервисы ИБ) и безопасность как услуга (SecaaS). При этом сохранялось доминирование модели "инфраструктура как сервис" (IaaS).

Как подчеркнула Мария Сайкина, развитие облачных сервисов стало ответом на дефицит кадров и вычислительных мощностей. Новым драйвером роста, по ее мнению, станет увеличение количества проектов по внедрению искусственного интеллекта и машинного обучения.

Объем сегмента цифрового контента, как отметил Сергей Гребенников, лишь немногим недотянет до 120 млрд руб., что на 28% выше объемов 2022 г. Основным фактором роста, по его мнению, стал оригинальный контент, в чем велика доля поддержки Фонда развития интернета. Как отметила Мария Сайкина, 90% объема данного сегмента формирует оплата подписок.

При этом Мария Сайкина обратила внимание на ряд тревожных факторов. В частности, 80% расходов на оплату онлайн-игр находятся в серой зоне и просто не фиксируются. Однако в мае эта доля оценивалась в 90%. Более серьезной проблемой остается пиратство: Мария Сайкина обратила внимание, что только на этих ресурсах можно найти желаемый контент и они не исчезают, несмотря на блокировки со стороны Роскомнадзора и снижение доходов.

https://www.comnews.ru/content/228078/2023-08-11/2023-w32/svistat-vsekh…

Новости из связанных рубрик