ИИ научился мониторить соответствие финансовых операций предпринимателей требованиям Банка России
В основе сервиса "Чистая репутация", который создали специалисты ООО "Бланк банк", лежит разработка банка на основе ИИ - AI Compliance. Технология научилась анализировать деятельность предпринимателей в банке на основе финансовых операций, налоговой нагрузки и коэффициента транзитности: она сравнивает показатели с нормами ЦБ по семи основным и более 10 дополнительным критериям. После анализа сервис показывает оценку, и если уровень опускается ниже нормы, банк показывает рекомендации, благодаря которым предприниматель может поднять рейтинг.
"Изменения в требованиях закона и положениях Центрального банка часты, и новые предприниматели не всегда успевают их отслеживать. Ошибка может стоить дорого: блокировка карты или ограничение доступа в интернет-банк", - отмечает директор по продажам банка для бизнеса "Бланк" Екатерина Борщева.
Центральный банк анализирует деятельность и смотрит на такие ключевые показатели, как операции по снятию наличных, операции по переводам физлицам, переводы сомнительным контрагентам - как входящие, так и исходящие, налоговая нагрузка, накапливание НДС, хозяйственные платежи, арендная плата, зарплата, коэффициент транзитности, то есть сколько времени деньги живут на счете после поступления до отправки и др.
"Продавец маркетплейсов как индивидуальный предприниматель (ИП) получает деньги от продажи товара и, как правило, распределяет их по счетам физических лиц, оплачивает часть товаров, но в основном выводит на карту физического лица. И сумма в месяц может быть любой - от 10 тыс. руб. до 10 млн руб., например, если товар сезонный. И для ЦБ странно, когда ИП получает разные суммы и сразу их выводит, - он может посчитать это отмыванием средств и заблокировать счет предпринимателя, увидев риски нарушения ФЗ-115. В группе риска - начинающие предприниматели, чей доход волнообразный и кто чаще всего выводит деньги на карты физических лиц", - объяснил представитель пресс-службы банка для бизнеса "Бланк".
По данным банка, услуга входит в систему нефинансовых сервисов для предпринимателей: у нее есть цена - 500 руб. в месяц, она фиксированная и не зависит от тарифов.
https://www.comnews.ru/content/229080/2023-09-28/2023-w39/1008/ne-tolko…
Максим Жаров, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании АО "Синимекс-Информатика" ("Синимекс") отметил, что соблюдение 115-ФЗ является одним из ключевых требований для ведения бизнеса, особенно критичным для малого и среднего бизнеса, так как блокировка и последующая проверка могут быть фатальными для компании, даже если она не нарушала закон, поэтому решение может стать успешным на рынке. "Подобные наработки есть в финтехе, но идентичных друг другу решений я не встречал", - добавил он.
"Внедрение такого рода ИИ-технологии поможет предпринимателям не только сэкономить время на разрешение бюрократических вопросов, связанных со снятием блокировок по 115-ФЗ, но и выработать привычку работать "чисто" в рамках нового законодательства. AI Compliance - это пример, как можно этично использовать технологии ИИ даже в таком узкоспециализированном направлении, как legal-обслуживание банковских клиентов. Это точно послужит сильным конкурентным преимуществом для "Бланка" - считает Алиса Бобовникова, автор и управляющей менеджер AI системы PM-Brain.
Руководитель отдела развития ООО "Бизнес решения" (корпоративный мессенджер Compass) Федор Чернов считает, что сервис завоюет по крайней мере рынок электронной коммерции, но путь к стандарту для всего сегмента МСП еще предстоит пройти: "На рынке есть сервис Rusprofile, в котором можно оценить надежность компании по глобальным метрикам. Но аналога инструмента с использованием ИИ, который способен дать рекомендации предпринимателю, на рынке нет".
На вопрос корреспондента ComNews, насколько сложно научить ИИ обрабатывать документы и находить несоответствия им, Максим Жаров ответил, что в сфере Legal tech для создания подобного инструмента требуется огромное количество данных, их стандартизация, разметка, составление ключевых правил сверки и обучения модели.
"Мы говорим не о сотнях и не тысячах документов, которые должны быть изучены и схожи. Но как это стандартизировать, если документы могут постоянно видоизменяться, нормативные акты устаревать, и каждый раз это будет требовать изменения ML-модели (machine learning - модель машинного обучения - прим. ComNews)? Есть решения, которые сфокусированы только на локальных и специфичных проверках, чтобы исключить совсем грубые ошибки. Однако с учетом развития генеративных нейросетей и разработки GPT-like-сервисов лидерами ИТ-рынка, есть надежда на объединение баз знаний и других наработок для универсализации решения", - считает Максим Жаров.
Станислав Шилов, директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS, наоборот, считает, что новизна такого сервиса вызывает вопросы, ведь подобное решение на рынке запустил Модульбанк еще в 2015 г.
"Сервис, безусловно, полезен предпринимателям, так как позволяет им не совершать ошибок, ведущих к непреднамеренному нарушению требований и возможной блокировке счета. ИИ не надо учить работе с перечисленными документами, потому что задача контроля соответствия действительности организации требованиям 115-ФЗ прекрасно решается на существующих технологиях (в силу того, что правила, которые необходимо соблюдать, достаточно хорошо алгоритмизированы) - добавление к сервису ИИ, кроме "хайпа", никакой смысловой ценности не несет", - заявил Станислав Шилов.