Николай
Резун
14.11.2023

Онлайн-ретейл — одна из самых динамично развивающихся отраслей. По данным ФНС, выручка компаний в сфере электронной торговли растет в среднем на 5% каждый месяц. Но сохранится ли динамика, если нехватка кадров, с которой сейчас столкнулась российская экономика, дойдет и до e-commerce?

Директор e-com-разработчика Ctrlweb Николай Резун рассказывает о том, каких специалистов недостает в российском онлайн-ретейле и что с этим делать

Кто нужен онлайн-ретейлу

Сегодня в России тотальный дефицит кадров: количество вакансий, которые бизнес не может закрыть, исчисляется сотнями тысяч. Это видно даже по доходам курьеров — в 2023 году они выросли в среднем на 10%. Группа "Актион Управление" провела исследование: среди опрошенных ею 365 компаний 40% ответили, что им не хватает квалифицированных работников. Причин много: демографическая яма 90-х годов, мобилизация, отъезд молодых трудоспособных россиян за границу, отток трудовых мигрантов из страны.

Не обошел дефицит и сферу e-commerce. Помимо острой нехватки курьеров, работников склада и других синих воротничков, особо тяжелая ситуация сложилась со специалистами, от которых во многом зависит построение и развитие e-com-систем: ИT-архитекторы, которые глубоко понимают e-commerce. Такие сотрудники работают над созданием архитектуры, поддерживают функционирование магазина, связь витрины со складом и т. д. Другая дефицитная позиция — Head of e-commerce — люди, которые управляют всем подразделением по онлайн-торговле. Часто эти функции выполняет директор по маркетингу. Грамотных директоров, которые бы разбирались в тонкостях продвижения именно интернет-площадки и могли бы собрать подходящую команду, на рынке тоже мало.

При общей нехватке ИT-специалистов, о которой не говорит только ленивый, колоссальный дефицит талантов, которые разбираются в e-com, сильно тормозит развитие электронной торговли даже в крупных компаниях.

Почему так мало архитекторов?

Онлайн-торговля — сфера, которая с точки зрения технологий очень быстро эволюционирует. Нужны люди, развивающиеся вместе с отраслью, находящиеся в контексте всех изменений. Сложности у компаний в e-commerce возникли из-за того, что крупные игроки, такие как Wildberries и Ozon, вывели электронную торговлю на высокий уровень не только по российским, но и по мировым меркам. И теперь потребители не хотят получать сервис меньшего качества, когда они покупают в других онлайн-магазинах. Поэтому даже ретейлерам среднего размера приходится "подтягивать" свои сайты, мобильные приложения и все внутренние процессы и операции к определенной планке. А это невозможно без правильной ИТ-архитектуры.

Для ее построения требуется не только опыт в ИТ, но и понимание e-com-специфики и отраслевых инструментов. Например, какие CRM-системы лучше для конкретной задачи, какие способы их интеграций в ИТ-инфраструктуру существуют, как строится сквозная аналитика. Все это требует многопрофильных знаний и инструментов.

Хорошие ИT-архитекторы при построении e-com-систем обеспечивают масштабируемость, надежность и безопасность системы. Они знают, какие ERP- и CRM-системы лучше использовать для конкретных задач, как интегрировать различные инструменты и системы в ИТ-инфраструктуру и как связать онлайн- и офлайн-каналы продаж. Также они понимают, как организовать работу с номенклатурой и владеют знаниями и навыками из области бизнес-процессов, стратегического планирования и управления продуктами и понимают цели и задачи компании.

Почему не хватает руководителей

Из нехватки ИT-специалистов в целом вытекают сложности с поиском руководителя в e-commerce.

Учитывая дефицит ИT-кадров, понимающих e-com, часто директора онлайн-направлений берут на себя их задачи. Соответственно, руководителю приходится понемногу разбираться во всем: в архитектуре, в омниканальности, в работе склада, в производстве контента и т. д.

Обычно опыта, достаточного для такой роли, специалисты набираются в течение 10-15 лет. Таких людей в России в принципе меньше, чем других работников, часть из них эмигрировала. В итоге получается ситуация, в которой руководителей для онлайн-магазинов брать негде.

Что еще усложняет поиск

Если откинуть проблемы, которые возникли по не зависящим от компаний обстоятельствам, таким как демографическая яма и миграция, все равно остается вопрос: почему рынок не создает достаточно специалистов для того, чтобы закрыть потребности онлайн-ретейлеров?

Дело в том, что новые сервисы и подходы в e-commerce появляются чуть ли не каждую неделю — такая динамика делает продукты конкурентоспособными. Однако образовательным институтам, таким как университеты, курсы и бизнес-акселераторы, необходимо время, чтобы устояться. Пока это происходит, на арену уже выходит следующий виток технологий, для которых нужны уже другие сотрудники.

Получается, подходящие профессионалы создаются только на практике — внутри компаний, внедряющих инновационные подходы. Отрасль может произвести лишь небольшое количество кадров, и они либо остаются в "родных" компаниях, либо аккумулируются в больших корпорациях, где есть интересные задачи. А средние компании и тем более небольшие интернет-магазины попадают в ситуацию, где им тяжело найти нужных специалистов — они востребованные и соответственно дорогие.

Как брендам справляться с кадровым дефицитом

Основное решение для компаний, которые не могут найти людей для развития интернет-магазина, — это использовать аутсорс.

Многие большие ретейлеры, у которых уже получилось, начинают продавать свою экспертизу и выступают как аутсорсинговые компании. Пример — такие игроки, как Sportmaster Lab (SM Lab) и Samokat Tech: они создают внутри компании свои IТ-подразделения и делают различные продукты, которые могут затем продавать другим ретейлерам. Например, SM Lab, в которой более 2000 специалистов, создает решения в 20 функциональных областях и работает, помимо России, с заказчиками в шести странах: Казахстане, Белоруссии, Китае, Армении, Киргизии, Узбекистане.

Другая ситуация — это когда независимые агентства, разработчики, уже проводившие подобные проекты, открывают у себя отдел консалтинга. Либо те люди, которые этим занимались, уходят и создают свои консалтинговые компании. Им, может, не всегда удастся отдать задачи полностью на аутсорс, но от них можно получить недостающую своим кадрам экспертизу, чтобы руками существующих специалистов решить проблему.

Небольшие интернет-магазины могут воспользоваться автоматизированными решениями. Инструментов хватает, ведь сегмент массовый и туда уже пришли серьезные компании. Сбербанк купил InSales, конструктор интернет-магазинов, — и там много готовых технологий для того, чтобы начать продажи. "Тинькофф" серьезно заявил о том, что идет в эту сферу: у банка есть отдельный департамент e-commerce, который создает инструменты для работы на маркетплейсах и в интернет-магазинах.

Также сегодня, безусловно, развивается роботизация процессов. Некоторые вопросы это упрощает, но зачастую критичной роли не играет — ведь не хватает сейчас именно тех людей, которых заменить не смогут ни ChatGPT, ни подобного рода технологии. Искусственный интеллект пока не дошел до такого уровня, чтобы справиться с планированием и созданием архитектуры целого интернет-магазина.

Что ждет отрасль

В итоге мы видим такую ситуацию: самые крупные компании и маркетплейсы генерируют достаточно кадров внутри — они в состоянии сами удовлетворить свои потребности.

Для мелких интернет-магазинов есть аутсорс и автоматизированные решения, поэтому их задачи в целом тоже закрываются. Многим, кто сегодня хочет войти на рынок онлайн-ретейла, мы вовсе не советуем запускать свои магазины: если речь идет о небольшом бизнесе, лучше просто выйти на маркетплейс и использовать готовые инструменты для работы там.

А вот те, кто по-настоящему испытывает проблемы и продолжает страдать в гонке за кадрами и новыми технологиями, — это средний e-commerce с оборотом примерно от 1 млрд до 10-20 млрд рублей в год. Этим компаниям придется еще долго конкурировать с лидерами рынка, пытаться переманить их сотрудников или вырастить нужных специалистов у себя.

Проблема, вероятно, сохранится еще как минимум на несколько лет. Потом может прийти решение: если не произойдет революционных технологических сдвигов в онлайн-торговле, то процессы устаканятся, и откроются массовые школы обучения именно для e-commerce-профессионалов. Так было с frontend-разработчиками: в свое время их не хватало, брали всех подряд, потом заработал "Яндекс.Практикум" и ему подобные школы — теперь как минимум вопрос с junior- и middle-специалистами не стоит так остро, как раньше. Предположительно так будет и в e-commerce, но на уровне senior высокая конкуренция за кадры будет всегда, и чем интенсивнее будет развиваться технологический стек, тем серьезнее будет эта борьба.

Новости из связанных рубрик