Image by Vectorarte on Freepik
Общая выручка ООО "Яндекс" за III квартал 2023 г. составила 204,8 млрд руб. Это на 54% больше, чем за аналогичный период 2022 г. При этом чистая прибыль компании сократилась на 83% и составила 7,7 млрд руб. в III квартале 2023 г. против 45,5 млрд руб. в III квартале 2022 г.
© ComNews
30.10.2023

Российская транснациональная компания в отрасли информационных технологий "Яндекс" опубликовала финансовые результаты за III квартал 2023 г. Общая выручка составила 204,8 млрд руб. против 133,2 млрд руб. в III квартале 2022 г. При этом чистая прибыль компании резко сократилась - с 45,5 млрд руб. в III квартале 2022 г. до 7,7 млрд руб. в III квартале 2023 г.

Доля компании на российском поисковом рынке за год практически не изменилась: выросла на 0,6% (с 62% до 62,6%). Количество подписчиков сервиса "Яндекс Плюс" увеличилось с 15,8 млн до 25,8 млн. Показатель EBITDA вырос на 33% и составил 26,5 млрд руб. против 20 млрд руб. в III квартале 2022 г.

В секторе электронной коммерции преуспел маркетплейс "Яндекс.Маркет". Доля товарооборота сторонних продавцов в III квартале 2023 г. достигла 87% (в III квартале 2022 г. - 82%). Количество наименований товаров достигло 58,5 млн. В III квартале 2022 г. этот показатель составлял 49,3 млн. Выручка всех сервисов электронной коммерции ("Яндекс.Маркет", "Яндекс.Лавка", "Яндекс.Еда", "Маркет.Деливери") составила 42,2 млрд руб. Это на 79% больше, чем годом ранее, - 23,5 млрд руб.

В сегменте "Райдтех", который включает сервис онлайн-заказа такси в России и других странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки, сервис каршеринга для физических и юридических лиц "Яндекс.Драйв" и сервис аренды самокатов, выручка выросла на 46%. Она составила 45,2 млрд руб. в III квартале 2023 г. против 31 млрд руб. за тот же период прошлого года.

Представители "Яндекса" отмечают, что возможность прогнозирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе по-прежнему остается ограниченной из-за сохраняющейся высокой степени неопределенности в отношении геополитических и макроэкономических событий в будущем.

Также представители компании подчеркнули, что продолжат поддерживать бесперебойную работу сервисов для пользователей и партнеров. "Яндекс" принимает меры по сохранению денежных средств и эффективному распределению капитала и бюджета, при этом будет и дальше инвестировать в развитие ключевых бизнесов и продуктов. Совет директоров и менеджмент компании предпринимают шаги для защиты интересов акционеров и других заинтересованных сторон.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов объяснил, какие факторы повлияли на увеличение выручки и падение чистой прибыли "Яндекса": "На увеличение общей выручки в III квартале 2023 г. в первую очередь повлиял рост выручки в сегменте "Поиск и портал" на 48% год к году, а также в сегменте "Райдтех, электронная коммерция и доставка" на 69%. Рост выручки e-commerce обусловлен увеличением товарооборота на площадке маркетплейса на 67%, а райдтеха - ростом валовой стоимости заказов на 51%. В то же время падение чистой прибыли на 83% год к году обусловлено переносом нераспределенных корпоративных расходов, не относящихся к сегментам напрямую, из скорректированного EBITDA отчетных сегментов в скорректированный EBITDA прочих бизнес-юнитов и инициатив (с сентября 2022 г.), инвестициями в рост бизнеса Yandex Cloud и Yandex SDG - убыток по скорректированному EBITDA этого направления составил 2,9 млрд руб. в III квартале 2023 г., а также инвестициями в развитие других вертикалей".

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын заметил, что "Яндекс" стал разделять электронную коммерцию и райдтех: "Компания начала публиковать показатели сервисов электронной коммерции отдельно от райдтеха. Это важно, поскольку электронная коммерция - главное направление роста, а райдтех уже выходит на этап стабилизации. Правда, в III квартале выручка райдтеха пошла вверх на 46%, составила 45,5 млрд руб. и обошла электронную коммерцию, которая принесла 42,2 млрд руб. Но в сумме за девять месяцев электронная коммерция продемонстрировала и более высокую выручку - 123,2 млрд руб. против 115,8 млрд руб. у райдтеха, и более высокие темпы прироста - 92% в сравнении с 32% райдтеха. Цифры доказывают состоятельность стратегии "Яндекса" и ее успех в своего рода "серфинге" - с одной технологической волны (райдтех) на другую (электронная коммерция)".

Директор департамента корпоративных финансов инвестиционной компании "ИВА Партнерс" Артем Тузов высказался насчет финансовых итогов "Яндекса" за 2023 г.: "Однозначного прогноза по чистой прибыли "Яндекса" за 2023 г. дать нельзя. Внимание инвесторов сейчас больше занимает сделка по продаже контрольного пакета. Она теперь уже подается как решенный вопрос. После этого появится российское юридическое лицо, доля в котором будет принадлежать Yandex N.V. (головная компания группы "Яндекс", зарегистрированная в Нидерландах) и ряду инвесторов. Что получат владельцы депозитарных расписок Yandex N.V. - пока непонятно. Возможно они не смогут получить специальные дивиденды от Yandex N.V., а развитие бизнеса за пределами России может остановиться из-за источников происхождения капитала".

Новости из связанных рубрик