Юлия
Тихонова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
23.10.2023

Задачи хакатонов, по крайней мере в России, существенно расширились: многие из них выполняют функцию HR-мероприятия, где компании-кейсодержатели выступают в роли работодателей и знакомятся с потенциальными ИТ-кадрами - мотивированными, талантливыми и жаждущими получить первый коммерческий опыт работы. Понятие "хакатон" (hackathon) произошло от hack - взлом и marathon - марафон. То есть это мероприятие, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (ПО) вместе работают над решением инженерной задачи. Хакатоны не относятся исключительно к хакерству - это, скорее, марафоны программирования.

Хакатон как образовательное мероприятие и первичный HR-скрининг полюбили не только коммерческие компании, но и государственные объединения, нацеленные на образование и развитие молодежи. Это, в частности, и платформа "Россия - страна возможностей", и проекты московской мэрии. Они приглашают индустриальных партнеров - коммерческие компании, институты, чтобы те подготовили кейс - практическое задание по разработке какого-либо ПО.

Для компаний-заказчиков преимущество заключается в том, что уже спустя 48 часов они получают от участников по несколько работающих прототипов решений. При этом, чтобы запустить такой процесс внутри компании, нужны месяцы. Участие компаний-заказчиков в хакатоне может для них вообще ничего не стоить: они могут выдвинуть задачу и поучаствовать в качестве партнера - поддержать мероприятие информационно или, например, предоставить площадку, где айтишники будут работать, питаться и ночевать в перерывах между работой.

Однако особенность хакатона в том, что далеко не все нерешенные задачи в компании удается адаптировать под кейс, который можно отдать на аутсорс. Для создания любого решения с использованием машинного обучения и нейронных сетей необходимо сформировать датасеты, вычленить данные, которые не задевают ключевую информационную инфраструктуру.

Какие кейсы предлагают компании?

Одним из кейсодержателей хакатона "Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект", входящего в президентскую платформу "Россия - страна возможностей", регулярно выступает ООО "Руформ" - российский видеохостинг RuTube. Он предлагал задачи по ИИ-генерации обложек к видео и каналам, созданию модели, которая автоматически генерирует описания к видео, а также модели, улучшающей качество видео на платформе.

ОАО "РЖД", участник этого же хакатона, просило разработать модели для анализа поступающих учетных документов, а также систему, которая с помощью нейросетей сможет анализировать бдительность машиниста в пути.

https://www.comnews.ru/content/227364/2023-07-11/2023-w28/regionov-stolicu-i-obratno-transfer-intellektualnogo-resursa-ramkakh-khakatona-lidery-cifrovoy-transformacii

На премию "Лидеры цифровой трансформации - 2023" мэрия Москвы выдвинула задачу создания сервиса для прогнозирования работ по содержанию и ремонту объектов городского хозяйства для Департамента жилищно-коммунального хозяйства, а также сервис обработки обратной связи пользователей "Московского постамата" по запросу Агентства инноваций Москвы.

В рамках хакатона "Билайн engineering", организованного Московским техническим университетом связи и информатики (МТУСИ) совместно с ПАО "ВымпелКом" ("Билайн"), студенты искали перепутанные сектора в базовых станциях LTE и разрабатывали радиочастотные планы мобильной сети для населенных пунктов.

https://www.comnews.ru/content/226831/2023-06-19/2023-w25/bilayn-i-mtusi-podveli-itogi-khakatona-bilayn-engineering

Группа компаний, объединяющая агентства и сервисы интернет-маркетинга "Кокос групп" (Kokoc Group), предложила ИТ-специалистам разработать решения для определения тематики веб-ресурса, что поможет автоматизировать сбор информации для продвижения сайта, а также создать корпоративное веб-приложение, которое конвертирует физическую активность в благотворительные пожертвования.

Что важнее - получить решение или найти специалиста?

Конечно, за 48 часов даже самой подготовленной команде не удастся создать проект, полностью готовый к внедрению. Если исходить из таких стадий готовности решения, как "проект - скетч - MVP - готовое решение", то в результате хакатона вполне реально создать проработанный скетч. Но затем и команде, и кейсодержателю нужно решить, как они продолжат взаимодействие, чтобы довести его до реализации.

Варианты разные: команда может оформить юридическое лицо и взаимодействовать с кейсодержателем как стартап. Вариант неплох для ИТ-специалистов, у кого уже есть состоявшаяся команда с распределением ролей, понимание будущих целей, самостоятельность и готовность брать на себя риски.

Другой вариант для компании - трудоустроить команду, закрепив за командой лида, чтобы он внутри корпоративных процессов тестировал, адаптировал и внедрял продукт. Тем не менее в этом случае нет гарантии, что сотрудники продолжат работу конкретно над этим проектом. Вполне возможно, что их подключат к другим процессам, чтобы скорее закрыть пробелы в кадрах.

Организаторы государственных хакатонов "Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект" открыто заявили, что задачи хакатона - создать систему отбора кадров для решения задач, искать, развивать и поддерживать талантливых, перспективных специалистов. Так, после проведенных хакатонов в регионах RuTube собеседовал 10 человек из числа победителей, и в итоге нанял как минимум одного школьника и еще троих студентов.

https://www.comnews.ru/content/228743/2023-09-11/2023-w37/1010/obyavleny-pobediteli-vserossiyskogo-khakatona-iskusstvennomu-intellektu

Технический директор Kokoc Group Дмитрий Брытков считает, что хакатоны - это возможность протестировать ИТ-таланты и познакомиться с командами, которые привносят свежий взгляд на задачи и процессы. "Хакатон стал платформой для пополнения команды квалифицированными кадрами и объединения команды, которая выступала в роли экспертов и жюри", - добавил он.

Исполнительный вице-президент по технике "Билайна" Валерий Шоржин тоже назвал хакатоны одним из форматов привлечения и отбора студентов на стажировку в технический блок.

https://www.comnews.ru/content/228408/2023-08-28/2023-w35/startapov-k-vnutrennemu-it-predprinimatelstvu-vuzy-pereorientirovalis-korporacii-pri-podgotovke-kadrov

Так, преимущество хакатонов для компаний в том, что они закрывают задачу по найму мотивированных, уже имеющих релевантный опыт айтишников. Да, потребуется время на обучение, и компаниям придется смириться с тем, что их сотрудники параллельно будут доучиваться и писать выпускные работы, зато год-два, и они станут полноценными специалистами. К тому же адаптация таких сотрудников пройдет гораздо проще, поскольку уровень их лояльности к компании выше.

Студенты благодаря хакатонам могут проверить знания и навыки на реальных задачах, познакомиться с компанией и рассмотреть ее как будущего работодателя. Наконец, они перешагивают пропасть между образовательной средой в университетах/колледжах и задачами реального сектора экономики. Для молодых айтишников хакатон - это социальный институт, первая ступень карьерной лестницы, ведь для многих студентов наиболее очевидный способ добиться карьерных высот и укорениться во взрослом мире - это начать работать в компании, имеющей значимую позицию на рынке.