Image by Freepik
Депутаты, представители общественных организаций и руководители крупных торговых компаний поспорили о необходимости продавать алкоголь через маркетплейсы. Депутаты опасаются, что из-за этого россияне начнут массово травиться суррогатом, а бизнесмены указывают на возможность купить алкоголь в традиционных торговых точках.
Денис
Тельманов
© ComNews
17.10.2023

Дискуссия вокруг онлайн-продажи алкоголя через маркетплейсы развернулась на Международном форуме электронной коммерции и ритейла "Ecom Retail Week 2023" в ходе обсуждения закона о маркетплейсах, который должен быть принят Госдумой РФ до конца 2023 г.

https://www.comnews.ru/content/229440/2023-10-16/2023-w42/1008/gosduma-…

Первый зампред Комитета Госдумы по контролю, председатель наблюдательного совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Дмитрий Гусев отметил, что даже в правительстве мнения о необходимости разрешить или запретить продажу спиртного в интернете разделились.

"На сегодняшний день позиции сторон такие: Минздрав России против, отрасль офлайн-торговли, насколько я видел, тоже категорически против. Минпромторг за. Это значит, что в правительстве началась огромная дискуссия по этому вопросу, потому что социальный блок правительства, очевидно, будет против, экономический блок во главе с Минфином очевидно за", - сообщил Дмитрий Гусев.

Он напомнил, что с июня 2023 г. Госдума рассматривает пакет поправок в законы, затрагивающих ответственность за продажу алкогольных суррогатов на основе метилового спирта. Поводом для их разработки стали массовые смертельные отравления поддельным сидром, изготовленным с применением метила. "Мы готовим серьезные предложения, как это ограничить, в том числе вопрос о снятии моратория на проверки бизнеса. Дискуссии в Думе пока не было, но очевидно, что она предстоит и будет горячей", - предупредил Дмитрий Гусев.

Запретить нельзя разрешить

Статс-секретарь Министерства промышленности и торговли России (Минпромторг) Виктор Евтухов отметил, что ведомство выступает за продажу алкоголя в Сети, поскольку эти напитки не запрещены для продажи в традиционных магазинах. "Мы поддерживаем по этому поводу комментарий Антона Германовича Силуанова (министра финансов России - прим. ComNews). Он сказал, что не хочет обсуждать, вреден алкоголь для здоровья или нет, но если он вреден, то надо вообще продажу алкоголя запретить, а если не так вреден, чтобы запрещать полностью продажу алкоголя, то тогда нужно сделать эту слугу доступной и качественной для населения", - пояснил Виктор Евтухов.

Замминистра промышленности и торговли РФ напомнил, что 15 лет назад, когда в России разрабатывали и принимали закон о торговле, дискуссия была тоже жаркой, поскольку тогда в среде торговых сетей было распространено и давление на контрагентов, и безумные ставки за продвижение товаров, штрафы, которые списывались по любому поводу.

"В онлайн-торговле на маркетплейсах места, по большому счету, хватит всем. Там продукцию может реализовывать неограниченный круг лиц. А место на офлайн-полке ограничено. Поэтому, я помню, тогда в сжатые сроки перезаключали десятки тысяч договоров на поставку прежде всего продовольственных товаров, но с тех пор рынок выстроился, а офлайн-торговля прекрасно развивается. Объем рынка увеличивается, и благодаря стройной работе и качественному развитию мы преодолели несколько кризисных лет лучше многих других самых просвещенных, как они сами себя считают, стран".

"В целом мы поддерживаем нормативно-правовое регулирование отрасли, другое дело, что это нужно сделать очень аккуратно, потому что отрасль сегодня очень чувствительная и важно не остановить развитие, которое мы наблюдаем", - подчеркнул Виктор Евтухов.

Удар по точкам

Президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" по торговле Владлен Максимов считает, что онлайн-торговля алкоголем станет мощным ударом по традиционным торговым точкам. При этом он назвал онлайн-торговлю "прогрессом, который нельзя остановить".

"По логике развития алкоголь должен быть доступен онлайн, просто нужно подумать, как это плавно и правильно сделать", - подчеркнул Владлен Максимов.

При этом он напомнил, что закон о торговле не сразу привел к нормализации рынка. "Напортить очень легко, потом будем договариваться где-то в подсобках, как сделать так, чтобы мимо закона, но все были довольны, как это в офлайне происходит сплошь и рядом", - добавил Владлен Максимов.

Маркетплейс как рекламный банер

Алексей Митрюшин, председатель правления Союза операторов наружной рекламы, управляющий партнер компании "Восток-Медиа", напомнил, что e-com стал крупнейшим рекламодателем в России после девелоперов, а также отметил, что продажа алкоголя через онлайн-площадки пойдет на пользу российским производителям вина.

"Мы считаем, что назрела необходимость закона о возможности рекламировать российское вино, и мы поддерживаем продажу алкоголя через маркетплейсы, как минимум потому, что мы совершенно точно понимаем, кто привозит натуральную и произведенную на заводах продукцию. Соответственно, не хочется перегружать нашу отраслевую позицию, но позволю себе поддержать и развитие российского винодельчества, и продажу алкоголя через маркетплейсы", - сказал Алексей Митрюшин.

Дмитрий Гусев в ответ на это предложение выступил против рекламы вина, а Владлен Максимов отметил, что невозможно развивать российское виноделие, если при этом не рекламировать его продукцию. "Может быть, сначала [продавать через маркетплейсы] только вино", - отметил президент Ассоциации малоформатной торговли.

Лучше удобно, чем из-под полы

Заместитель генерального директора - директор по корпоративной внешней политике "METRO Россия" Алексей Григорьев выступил за очень осторожный подход к регулированию онлайн-торговли. "Даже если это регулирование будет вредным, вода, что называется, дырочку найдет, а участники рынка поймут, как негативно на них сказалось регулирование, и будут искать обходные пути, но эти обходные пути будут более дорогими, менее эффективными, что будет в целом работать против экономики", - отметил Алексей Григорьев.

"Насчет онлайн-продажи алкоголя у меня смешанные чувства и, к сожалению, на данный момент больше сомнений, чем аргументов в пользу открытия онлайн-торговли алкоголем, потому что, мне кажется, наш рынок, наши потребители и сами участники рынка пока не готовы, чтобы этот процесс открытия онлайн-торговли алкоголем проходил порядочно и под необходимым контролем", - подчеркнул директор по корпоративной внешней политике "METRO Россия"

Генеральный директор ювелирного холдинга Sokolov Николай Поляков заметил, что если онлайн-торговлю алкоголем разрешат, она должна быть в первую очередь удобной. "Почему можно покупать в магазине, но нельзя покупать в онлайне? Понятно, что есть какие-то определенные барьерные ограничения, но с точки зрения потребления это очевидный плюс", - отметил Николай Поляков.

Новости из связанных рубрик