Павел
Королев

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
16.10.2023

В 2023 году на цифровые кафедры в российских вузах записалось более 170 тысяч студентов. Это в полтора раза больше, чем годом ранее (около 112 тысяч студентов). За счет цифровых кафедр государство пытается восполнить дефицит кадров в ИТ-сфере. Однако это лишь частично восполнит нехватку айтишников. В реальности специалистов в отрасли по-прежнему не хватает.

Цифровые кафедры появились в России в 2022 году в 114 университетах страны в рамках программы "Приоритет 2030". Их цель - обеспечить приоритетные отрасли экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими современными цифровыми компетенциями. В 2023 году в проекте участвуют уже 119 вузов из 52 регионов России.

https://www.comnews.ru/content/228814/2023-09-14/2023-w37/1008/studentov-zhelayuschikh-uchitsya-cifrovoy-kafedre-stalo-bolshe

Плюс проекта в том, что в каждом вузе программа обучения цифровой кафедры может отличаться, в зависимости от основной специальности студентов. Например, студенты Уральского государственного медицинского университета (УГМУ), обучающиеся по специальности "Лечебное дело", могут пройти дополнительное обучение на цифровой кафедре по специальности "ИТ и цифровая трансформация здравоохранения". Выпускники кафедры уже работают над проектом "Искусственный интеллект для распознавания язвенных кровотечений". Нейросеть распознает снимки и классифицирует их как норму или отклонение. В последнем случае она определяет тип отклонения. Для работы над проектом студенты пользуются языком программирования Python.

Студенты Ставропольского государственного аграрного университета (СтГАУ) после окончания цифровой кафедры по направлению "Программирование и базы данных" разработали веб-приложение для решения задач в области агропромышленности. Оно помогает вести учет агротехники и расходных материалов, удобрений и полевых работ.

Таким образом, студенты как технических, так и гуманитарных специальностей могут пройти дополнительное обучение по ИТ-направлению. После прохождения цифровой кафедры некоторые крупные компании предлагают выпускникам стажировку (иногда даже работу в компании по ИТ-направлению).

Возникает вопрос: не обесценятся ли через несколько лет профильные направления в вузах, на которых студенты несколько лет учатся на ИТ-специалиста? С одной стороны, может показаться, что цифровая кафедра - это некий легкий путь к работе в сфере ИТ. Зачем учиться пять лет в вузе, если можно за 10 месяцев пройти курс на цифровой кафедре. На первый взгляд кажется, что вряд ли за такой короткий срок можно подготовить хорошего специалиста. Поэтому лучше получить полноценное образование в профильном вузе, а цифровая кафедра остается лишь дополнением к любой другой основной профессии. Ведь цифровизация идет повсеместно, поэтому знания основ программирования никому не помешают.

Но с другой стороны, стоит отметить в цифровых кафедрах упор на практику, благодаря которой студенты лучше усваивают материал. В этом плане есть некое преимущество над профильными ИТ-направлениями, где в течение пяти лет, помимо практики, студентам дают много теории в формате лекций и семинаров. Если убрать лишнюю "воду", то пятилетнее обучение можно, действительно, сильно сократить. Поэтому можно предположить, что 10 месяцев обучения на цифровой кафедре эквивалентно полутора-двум (а то и трем) годам обучения в профильном вузе. Тем более что цифровые кафедры для студентов бесплатны. Они выглядят куда привлекательнее, чем онлайн-курсы за большие деньги. А по окончании студенты получают диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, что уже при устройстве на работу дает большее преимущество, чем платные онлайн-курсы.

Выходит, что цифровые кафедры, действительно, неплохо дополняют основную специальность студента, делая из него не просто узкопрофильного специалиста, а профессионала с навыками для работы в ИТ-сфере. Но вернемся к цели проекта - обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими современными цифровыми компетенциями. Действительно ли государству удастся таким способом восполнить кадровый дефицит айтишников в стране?

Минцифры заявило, что за счет цифровых кафедр к 2030 году получить дополнительную ИТ-квалификацию смогут 900 тысяч человек. Так ли это много, учитывая бурное развитие отрасли и постоянную нехватку кадров? По сообщению Министерства науки и высшего образования РФ (Минобрнауки), в 2023 году количество бюджетных мест для абитуриентов составило 630 тысяч. Всего ряды вузов пополнили (вместе с контрактной формой обучения) более 1,2 млн первокурсников. Но их в расчет пока брать не будем, так как для первокурсников обучение на цифровой кафедре недоступно. Пройти его могут студенты 2-4 курсов бакалавриата, 3-5 курсов специалитета, магистратуры и ординатуры. Поэтому будем считать прием трех предыдущих лет.

В среднем с 2020 по 2022 год на программы бакалавриата и специалитета поступало около 1 млн человек в год. Примем за погрешность количество студентов, которые не доучились до 2023 года. (отчислились, ушли в академический отпуск). В итоге получается, что всех студентов, имевших возможность пройти обучение на цифровой кафедре в 2023 году, в общей сложности примерно 3 млн человек. Из них, по данным Минцифры, дополнительное обучение решили пройти 170 тысяч человек, то есть менее 6% от общего количества студентов, имеющих право учиться на цифровой кафедре. Добавим к ним еще примерно 42 тысячи студентов профильных специальностей в сфере ИТ и ИБ, которых ежегодно выпускают вузы России, и получим около 210 тысяч (7% от общего количества) потенциальных кадров, из которых еще и не все пойдут работать по специальности.

По заявлению депутата Госдумы от партии "Единая Россия", члена думского комитета по информполитике Антона Немкина, по состоянию на октябрь 2023 года дефицит ИТ-специалистов в стране составляет около 500 тысяч человек, что значительно больше, чем количество потенциальных кадров, которые только проходят обучение в вузах. К моменту их выпуска дефицит айтишников может увеличиться. При этом глава Минцифры Максут Шадаев в августе оценивал дефицит одних лишь разработчиков (а в ИТ есть много иных специализаций) в 500-700 тысяч человек.

Конечно, с годами будут появляться новые цифровые кафедры. Ныне они действуют лишь в 119 вузах 52 регионов. Между тем только количество высших учебных заведений, подключенных к суперсервису "Поступление в вуз онлайн", превышает 900. Возможно, к 2030 году действительно удастся сильно сократить дефицит специалистов в РФ, выпустив 900 тысяч студентов различных специальностей с навыками алгоритмизации и программирования. Но пока заполнение рабочих мест в ИТ продвигается слабыми темпами.