Image by vectorjuice on Freepik
Три крупнейших российских маркетплейса - Wildberries, OZON и "Яндекс.Маркет" при участии общественных организаций подписали документ, регулирующий их отношения c пунктами выдачи заказов. Поводом стала череда скандалов и забастовок владельцев ПВЗ из-за жестких штрафов со стороны Wildberries. Некоторые положения стандарта могут стать законами.

Денис
Тельманов
© ComNews
11.10.2023

Церемония подписания соглашения состоялась в Москве в рамках Международного форума электронной коммерции и ритейла Ecom Retail Week 2023. Подписи под документом поставили генеральный директор ООО "Вайлдберриз" Татьяна Бакальчук, управляющий директор ООО "Озон Холдинг" Сергей Беляков, директор сервисов электронной коммерции ООО "Яндекс" Дмитрий Русаков.

Со стороны общественности стандарт подписали первый зампредседателя комитета Госдумы по контролю, председатель наблюдательного совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Дмитрий Гусев, председатель АУРЭК Алексей Кременсков, зампред Комиссии Министерства промышленности и торговли по созданию условий саморегулирования, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Владлен Максимов.

Документ называется "Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ)" (есть в распоряжении ComNews). В нем указывается, что "стандарты устанавливают базовые условия по взаимодействию маркетплейсов с владельцами ПВЗ". "Стандарты разработаны в целях саморегулирования интернет-торговли, создания добросовестных практик взаимодействия маркетплейсов с владельцами ПВЗ, предупреждения проявлений недобросовестной конкуренции и содействия в удовлетворении потребностей покупателей в получении качественных потребительских товаров", - говорится в документе.

Он, в частности, предусматривает, что маркетплейсы будут заранее предупреждать ПВЗ об изменении оферты, размера вознаграждения, тарифов на услуги и т.д., не позднее чем за 14 календарных дней до их вступления в силу, а о расторжении договора с владельцем пункта выдачи - как минимум за 30 дней.

Штрафы за просроченную доставку и другие нарушения должны быть обозначены не позднее семи рабочих дней до их введения. Взамен владельцы ПВЗ обязуются не накручивать рейтинг своего пункта выдачи. Все спорные вопросы, по которым маркетплейс и ПВЗ не смогли договориться, выносятся на комиссию при Минпромторге.

Никаких больше забастовок

Поводом для создания документа, регулирующего правила работы маркетплейсов и пунктов выдачи заказов, стала череда скандалов и забастовок партнеров "Вайлдберриз", которые продолжаются последние полтора года. В частности, владельцы ПВЗ утверждали, что им незаконно начисляли штрафы за выдачу некачественного товара и возврат, а продавцы, что их вынуждали снижать цены на 80% ради привлечения покупателей на маркетплейс. В результате из-за забастовок оказались закрыты пункты выдачи по всей стране.

"По сути, эти стандарты закладывают новый этап развития отношений ПВЗ и площадок, я объявляю подписание открытым, благодаря этим стандартам улучшатся отношения площадок и ПВЗ. Есть целый ряд важнейших элементов, которые в этих стандартах прописываются", - сказал на церемонии подписания президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

По его словам, в первую очередь маркетплейсы обязуются уведомлять владельцев ПВЗ об изменениях оферты, в которой заложены различные условия, в том числе тарифы. "Практика рыночная, которая сейчас сложилась, сделает наш рынок еще лучше", - выразил уверенность президент АКИТ.

Он пояснил ComNews, что документ будет со временем дополняться и меняться в зависимости от системности вопроса. "Мы ожидаем, что реализация положений документа позволит значительно улучшить качество сервиса для покупателей и снизит количество споров между хозяйствующими субъектами. При этом сами стандарты будут динамическими", - сказал Артем Соколов.

Подготовка к закону

Председатель набсовета АУРЭК, первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев отметил, что многие положения стандартов войдут в закон о регулировании работы маркетплейсов, который сейчас разрабатывается в парламенте.

"Это предзаконный акт. Речь идет о том, что два крупнейших участника рынка, владельцы крупнейших маркетплейсов и ассоциация, которая представляет владельцев маркетплейсов, договорились, что по некоторым пунктам есть согласие, как должно осуществляться взаимодействие между компанией и партнерами компании. Но это не закон. В ближайшее время многое из того, что написано в этих стандартах, будет принято в виде законов - вот что важно", - рассказал Дмитрий Гусев ComNews.

Он отметил, что в стандартах есть пункты, по которым договоренностей между маркетплейсами и ПВЗ нет. "Работа над стандартами бесконечна, есть пункты о которых договорились, есть пункты, о которых не договорились", - отметил Дмитрий Гусев, не уточнив детали.

Председатель АУРЭК Алексей Кременсков рассказал ComNews, что работа над документом шла последние полгода и еще не завершена - в ближайшие две недели текст планируется доработать, убрав разногласия.

"Стандарты все лето, начиная с марта 2023 года, совместно АКИТ, АУРЭК, "Вайлдберриз" и "Озон" обсуждались, вносились предложения, которые частично были приняты, частично не приняты, о чем был составлен протокол разногласий. Те стандарты, которые были сейчас, подписаны, по ним была договоренность, что мы их будем дорабатывать до конца октября - мы встретимся повторно и будем их дорабатывать. Не знаю, будет дополнительное подписание или нет", - отметил председатель АУРЭК.

По его словам, стандарты обязательны к исполнению всеми маркетплейсами, которые их подпишут, однако никакой ответственности за их несоблюдение нет. "Поэтому нужен закон (о регулировании онлайн-торговли - прим. ComNews). Стандарты могут стать первым шагом в этом направлении", - резюмировал Алексей Кременсков.

Новости из связанных рубрик