Татьяна
Никитина
04.10.2023

В соответствии с новой нормой российские маркетплейсы, онлайн-кинотеатры, соцсети начали уведомлять пользователей о применении рекомендательных технологий и пояснять, как работает их механизм, какие данные собирает, как их обрабатывает.

Рекомендательные алгоритмы позволяют онлайн-сервису персонализировать список и порядок данных, выдаваемых пользователям в ответ на запрос. Чтобы сделать сервис максимально прозрачным, в Закон об информации были внесены изменения (№ 408-ФЗ от 31.07.2023), вступившие в силу 1 октября.

Поправки вводят новые требования для владельцев сайтов и мобильных приложений с рекомендациями. Они обязаны обеспечить информирование пользователей о применении таких технологий и опубликовать правила применения, со списком собираемых данных, их источников, а также с описанием используемых процессов и методов. Документ должен быть написан на русском языке и доступен без ограничений.

Подобные публикации уже появились на сайтах Wildberries, "CберМаркет", VK, "Иви", START. В основном это встроенные либо всплывающие уведомления-ссылки на домашней странице. Чтобы узнать предпочтения юзеров, коммерсанты анализируют их поведение на площадке: действия, запросы, длительность сессий. Они также могут собирать такие сведения, как IP-адрес, геолокация, данные устройства, канал взаимодействия, источник перехода на сайт.

За соблюдением новых требований будет следить Роскомнадзор. Обнаружив нарушение, регулятор направит владельцу ресурса уведомление с требованием принять меры. РКН также вправе запросить у нарушителя доступ к программно-техническим средствам ресурса, чтобы провести оценку работы рекомендательного сервиса. Отказ может привести к блокировке.

Новости из связанных рубрик