Image by Freepik
С 1 октября 2023 г. вступил в силу закон о рекомендательных алгоритмах. Теперь владельцы соц­се­тей, мар­кет­плей­сов и интернет-магазинов с рекомендательными системами должны разместить правила, как они применяют эти технологии. Требования коснутся даже сайтов без подобных алгоритмов, если в них встроен показ рекламы от сторонних сервисов.
© ComNews
02.10.2023

Согласно федеральному закону от 31 июля 2023 г. №408-ФЗ владельцы сайтов и мобильных приложений, где применяются технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа предпочтений пользователей - рекомендательные технологии, - должны будут, во-первых, не допускать применение рекомендательных технологий, которые нарушают права и законные интересы граждан и организаций, а также "не допускать применение рекомендательных технологий в целях предоставления информации с нарушением законодательства РФ".

На расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике, которое прошло в июле 2023 г. до принятия законопроекта, Игорь Алексеев, директор по работе с государственными органами ООО "Яндекс", просил технической правки в законопроект. Он объяснил, что необходимо предусмотреть возможность владельцам рекламных сервисов, таких как "Яндекс", оставлять ссылку о правилах алгоритма на рекламном объявлении, а не на сайте третьих лиц, который не использует рекомендательные алгоритмы. По его словам, в противном случае каждый сайт, где всплывает реклама со сторонних сервисов, должен будет размещать это уведомление.

На вопрос корреспондента ComNews, был ли доработан этот аспект, пресс-служба Роскомнадзора ответила, что закон прямо обязывает именно владельца сайта или приложения информировать о применении рекомендательных технологий и размещать правила их работы. "Владелец рекламной сети может предоставить собственнику сайта постоянно действующую ссылку на правила, которая может быть включена в правила ресурса", - добавил представитель пресс-службы ведомства.

Согласно разъяснениям Роскомнадзора, владельцы ресурсов должны будут разместить правила применения рекомендательных технологий: доступ к ним сделать свободным, не требующим регистрации или идентификации пользователя, а также взимания платы за доступ к этой информации. Помимо этого, правила должны быть размещены на русском языке.

Закон устанавливает, что в этих правилах должно быть прописано, какие конкретно сведения о пользователях собирает, обрабатывает и использует ресурс для построения дальнейшей системы рекомендаций товаров или постов, также должно быть прописано, откуда ресурс собирает эти данные.

Согласно новым требованиям, владелец должен не только разместить правила, но и отдельно уведомить пользователя о применении на таком сайте или приложении рекомендательных технологий. Роскомнадзор рекомендует разместить сообщение следующего содержания: "На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии". Оно может быть размещено на любой странице сайта, включая персональные страницы пользователей.

Согласно новым нормам, если Роскомнадзор увидит признаки нарушения требований, владельцы соцсетей и маркетплейсов обязаны в течение 10 дней после запроса обеспечить ему доступ к программно-техническим средствам рекомендательных технологий, чтобы специалисты ведомства оценили их.

В случае, если Роскомнадзор установит факты нарушения, их нужно будет устранить не позднее чем через 10 дней. Если владелец ресурса не исправит нарушения, то по требованию исполнительного органа он должен в течение суток прекратить предоставлять информацию с применением рекомендательных технологий. Если платформа не сделает это добровольно, Роскомнадзор заблокирует ресурс до момента, пока нарушения не будут устранены.

https://www.comnews.ru/content/227523/2023-07-19/2023-w29/socseti-i-marketpleysy-rossii-raskroyut-karty-rekomendatelnykh-algoritmov

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отметил, что рекомендательные алгоритмы - один из главных рабочих инструментов всей отрасли электронной коммерции: без них не только интернет-магазины, но и другие сервисы, например онлайн-кинотеатры, образовательные платформы, превратились бы в "мертвые" многостраничные каталоги.

"В последней редакции законопроекта не было главной угрозы для онлайн-ретейла - отключения рекомендаций. Что касается требования информировать о работе рекомендательного алгоритма, то это абсолютно некритично для интернет-торговли и не является нововведением: сообщать, как устроена работа сервиса, - это привычная практика. Площадки, например, информируют о политике конфиденциальности, об обработке персональных данных, передают другую необходимую пользователям информацию", - объяснил Артем Соколов.

Денис Волков, генеральный директор ООО "Эпикстрас" (платформа для размещения рекламы в соцсетях Epicstars), считает, что для рекламного рынка в целом и блогосферы в частности новый закон означает дополнительную нагрузку на всех участников рынка: сбор и систематизация информации, аналитика, сбор и предоставление данных потребуют привлечения дополнительных квалифицированных ресурсов, что означает повышение финансовой нагрузки на рекламные агентства и рекламодателей.

"С большой уверенностью можно прогнозировать, что расходы на работу с блогерами вырастут за счет увеличения расценок самих блогеров. Это окажет влияние и на механизм работы самих блогеров в социальных сетях - в частности, на способы и стоимость продвижения авторского контента", - добавил Денис Волков.

Новости из связанных рубрик