Административный восторг
Коник главный редактор ComNews
Значимость программных продуктов, модулей и библиотек с открытым исходным кодом для разработки отечественного ПО привела к началу дискуссии о создании в России национального репозитория, аналогичного глобальному GitHub. По замыслу инициаторов, это должно защитить российские ИТ-компании и их заказчиков от зловредов в софте open source и его сознательного вывода из строя авторами – из политических соображений, из-за недовольства отсутствием платы за труд или необоснованными претензиями. Но любая хорошая идея может рассыпаться от излишней активности при ее реализации.
По данным исследования Open Source Software Statistics, которое 5 сентября 2023 г. опубликовала на ресурсе Gitnux фирма Global Commerce Media LLC, программное обеспечение с открытым исходным кодом используют 78% компаний во всех отраслях экономики. Это сокращает время на разработку и избавляет от написания стандартных процедур. Даже при создании проприетарного ПО более 90% разработчиков применяют компоненты open source, а в 96% приложений используется как минимум один компонент с открытым исходным кодом. При этом Global Commerce Media выяснила, что в долгосрочной перспективе использование open source сокращает административные затраты компании-пользователя на 33%.
Однако часто сообщества и создатели продуктов open source не получают за труд ни цента, хотя его результаты применяются в дорогостоящих коммерческих решениях. По оценке Global Commerce Media, лишь 21% создателей продуктов open source получают деньги за эту работу. Недовольство разработчиков иногда перерастает в бунт. Так, нью-йоркский программист Марак Сквайрс, написавший две популярные библиотеки с открытым кодом (colors.js и faker.js), в январе 2022 г.
В феврале 2023 г. уже российский разработчик Денис Пушкарев, который в одиночку создал библиотеку core-js, обеспечивающую работу множества устаревших браузеров, опубликовал на GitHub открытое
Многие сообщества создателей ПО с открытым кодом находятся в США и иных зарубежных странах. В 2022 г., вскоре после начала СВО, часть из них стали вносить в версии, которые скачивались из РФ, зловреды и политические призывы. В частности, многие российские пользователи React – open source библиотеки для разработки пользовательских интерфейсов (а среди них были и госкомпании, и банки) – столкнулись с политическими призывами и флагами Украины, как только запускали этот продукт. Авторы React – группа разработчиков внутри Facebook/Meta (признана в России экстремистской организацией) во главе с Дэном Абрамовым.
Все эти события стали триггером к идее создания внутри России аналога GitHub – крупнейшей платформы продуктов open source, на которой уже размещены свыше 30 млн проектов. Слова быстро обрели форму документов. 10 октября 2022 г. правительство РФ выпустило постановление № 1804 "О проведении эксперимента по предоставлению права использования программ для ЭВМ, алгоритмов, баз данных и документации к ним, в том числе исключительное право на которые принадлежит Российской Федерации, на условиях открытой лицензии и созданию условий для использования открытого программного обеспечения". А в ноябре 2022 г. стартовал эксперимент по созданию государственного репозитория ПО, который продлится до 30 апреля 2024 г.
https://www.comnews.ru/content/222838/2022-11-01/2022-w44/otkrytoy-lice…
Очевидно, что задача эта – не из легких: даже если скопировать на серверы внутри России полное содержание GitHub, это не станет решением проблемы. Ведь каждый из 30 млн проектов на GitHub регулярно обновляется, к тому же там постоянно появляются новые продукты. О значимости создания отечественного репозитория
Но идею "русского GitHub" стали размывать еще и изнутри: в мае 2023 г. правительство Москвы открыло доступ к библиотеке разработок с открытым кодом Mos.Hub, а в июне "Ростелеком" создал "РТК-Феникс", заявив, что это первый российский репозиторий, в котором проверена безопасность open-source-пакетов.
https://www.comnews.ru/content/227015/2023-06-26/2023-w26/rossiyskie-re…
В августе репозиторий open source продуктов для финансовых организаций представила ассоциация ФинТех: проект находится на стадии раннего доступа, но члены ассоциации уже могут получить доступ в этот репозиторий.
https://www.comnews.ru/content/228413/2023-08-28/2023-w35/associaciya-f…
Используя понятийный аппарат Федора Достоевского, это – типичное проявление административного восторга. Такая кипучая активность размывает отраслевой фокус и грозит превратить сложную задачу создания "русского GitHub" в невыполнимую.
Аналогичная ситуация произошла с магазинами мобильных приложений. Когда Google стал удалять из Play многие российские приложения, на рынке возникла потребность в альтернативной отечественной площадке. Но вместо того, чтобы сфокусировать ресурсы разработчиков и внимание пользователей на один ресурс, в России буквально за месяц были запущены сразу три магазина приложений - RuMarket, Nash Store и RuStore. Правда, среди этой троицы государственную поддержку имеет только RuStore (проект VK), а создание двух других магазинов является рисками частных инвесторов (за RuMarket стоит АО "Мастер ТОР" Анатолия Сморгонского, а за Nash Store - ООО "Цифровые платформы" Арсения Щельцина).
https://www.comnews.ru/content/220457/2022-05-30/2022-w22/russkie-story…
А вот в ситуации с "русским GitHub" сразу три их четырех создателей отечественных репозиториев являются государственными структурами или компаниями: Минцифры, правительство Москвы и "Ростелеком". Если не централизовать их активность, "русский GitHub" не появится. Тем более, что государству нужно сформулировать меры поддержки для российских компаний, которые создают или готовы создавать корневые продукты в формате ПО с открытым кодом, а также предложить меры стимулирования разработчиков, вносящих вклад в развитие российских проектов open source.