Удаленка, удаленочка, друг мой с детства дорогой. В 2023 г. 44% рабочего времени писатели софта трудятся вне офиса
По данным исследования РУССОФТ, ожидаемая доля человеко-часов в удаленном режиме по итогам 2023 г. в софтверных компаниях составила 44%. Это на 2 п.п. больше, чем годом ранее, отмечает корпорация. В 2021 г. этот показатель был намного выше и достигал 55%.
"Соответствующие расчеты сделаны на основе ожиданий руководителей предприятий в рамках собственного ежегодного исследования РУССОФТ, посвященного ситуации в российской софтверной индустрии. Уделить особое внимание такому явлению, как массовый переход ИТ-персонала на удаленный режим работы, заставила пандемия, сопровождавшаяся всяческими запретами и локдауном, введенным весной 2020 г.", - говорится в сообщении компании.
РУССОФТ отмечает, что в 2021 г. вне офиса проводились 54% работы. В 2022 г. этот показатель снизился до 36%, а в 2023 г. возрос до 41%. "Если экстраполировать эти данные на всю индустрию, то получается, что доля удаленной работы в эти годы составляла 55%, 42% и 44% соответственно", - полагает компания.
По данным РУССОФТ, в 2022 г. возвращение в офисы части сотрудников произошло почти во всех категориях компаний, но неравномерно. "Наибольшее сокращение удаленки произошло в тех компаниях, которые разрабатывают программные продукты, имеют оборот менее 375 млн руб., долю экспорта менее 50% и которые расположены за пределами Москвы и Петербурга", - отмечает РУССОФТ.
Компания уточняет, что в 2023 г. необходимость использования удаленного режима возросла из-за того, что часть сотрудников выехали за рубеж из-за продолжения работы с заказчиками из недружественных стран, а также из-за опасений призыва в армию.
"Сравнение результатов опросов за три предыдущих года свидетельствует, что при острой необходимости, на удаленный режим работы можно оперативно дополнительно перевести не менее чем 13% персонала, но такой переход является нежелательным для компаний или для самих разработчиков ПО", - заключает РУССОФТ.
Минусы и плюсы
Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский полагает, что удаленный режим работы пришел в ИТ-индустрию окончательно и бесповоротно. "Для самих сотрудников, работающих удаленно, минусов нет - одни плюсы. Прежде всего экономится время на дорогу, также работать можно комфортнее - никто за соседним столом не мешает разговором по телефону, ты можешь открыть окно или закрыть его в любое время, не спрашивая согласия на это у коллег", - сказал Вадим Плесский корреспонденту ComNews.
По его словам, для работодателей из плюсов можно отметить экономию на аренде помещений, парковочных местах для сотрудников, оплате обедов. "Также увеличивается эффективность труда и улучшается возможность спланировать рабочее время, поскольку пробки и всевозможные непредвиденные ситуации не станут препятствием для проведения встреч и видеоконференций", - полагает эксперт.
Среди минусов удаленной работы Вадим Плесский, с точки рения руководителей, отметил сложность контроля за поведением сотрудников. "Им кажется, что когда сотрудники находятся рядом, то их можно лучше контролировать. Это особенно свойственно для российских компаний и менеджеров, не имеющих опыта работы в международных компаниях. А компании, работающие с госструктурами, вообще зациклены на работе сотрудников из офиса. Однако это скорее говорит об отсутствии у таких людей необходимого управленческого опыта и нежелании налаживать контакт с рядовыми сотрудниками", - уверен эксперт.
В ближайший год количество людей в России, работающих в ИТ-секторе удаленно, останется примерно на таком же уровне или немного увеличится, полагает Вадим Плесский. "Компании, работающие с госсектором или имеющие среди акционеров государственные структуры, будут испытывать проблемы с удержанием сотрудников. И несмотря на стагнирующую экономику, перераспределение будет в сторону коммерческих компаний, которые более лояльно относятся к удаленному формату работы", - заключил он.
Офис не сдается
Генеральный директор хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин отмечает, что для сотрудников удаленка означает появление дополнительного свободного времени и, вероятно, чуть меньший уровень стресса. Удаленка предполагает больший уровень самоорганизации сотрудников, но, в теории, позволяет повысить их КПД. "Также в некоторых случаях перевод кадров на такой формат позволяет сэкономить на офисных площадях и набирать в штат таланты из регионов, это тоже немаловажный момент: когда все работают из дома, неважно, где этот дом", - подчеркнул Никита Цаплин.
Он отметил, что RUVDS утверждает традиционный офисный, удаленный и гибридный формат работы в зависимости от должности и функционала сотрудника. "Эта практика зарекомендовала себя положительно. Уверен, новые подходы будут завоевывать все большее внимание, но о каком-либо переводе на новые форматы 100% кадров внутри даже одной компании я бы не говорил. Офис не умер, а эволюционировал и продолжит это делать" - уверен Никита Цаплин.