Цифровизация здравоохранения: как превратить единые ГИС в единственную
Королев корреспондент ComNews.ru
Счетная палата РФ проанализировала текущее состояние информатизации в здравоохранении и выявила ряд проблем, которые тормозят цифровую трансформацию. По информации ведомства, только 40% частных организаций передают сведения о медработниках в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и менее 20% фармацевтических организаций - данные о назначенных лекарственных препаратах либо продуктах лечебного питания.
Сфера здравоохранения в плане цифровизации отстает от других отраслей в России. Подключенные к ЕГИСЗ государственные медицинские организации направляют в эту систему только 15% протоколов телемедицинских консультаций. Объем информации о медработниках, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях и ведущих самостоятельный прием, не превышает 20%.
По словам заместителя председателя Счетной палаты РФ Галины Изотовой, в ЕГИСЗ передается только 33 вида электронных документов, то есть всего 22% от утвержденной Минздравом номенклатуры. "Такая ситуация не позволяет полностью перейти на формирование статистической отчетности в электронном виде, а также затрудняет создание цифрового профиля пациента и развитие информационных систем по контролю качества оказываемой ему медпомощи", - сообщила Галина Изотова.
Почему так происходит? Ведь цифровизация сферы здравоохранения, как и других отраслей, началась в России далеко не вчера. Тем не менее во многих российских регионах персонал медицинских учреждений до сих пор не может отказаться от бумажного документооборота, который отнимает гораздо больше времени у сотрудников, чем передача данных в ЕГИСЗ.
Возможно, проблема кроется в цифровой безграмотности работников, которые не могут освоить новые технологии. В некоторых регионах наблюдается нехватка кадров. Молодые специалисты все больше уезжают на заработки в Москву и другие крупные города. А в региональных медучреждениях остаются работать люди старшего поколения, которые раньше не имели дела с компьютером, и им привычней и удобней заполнять бумажные документы, чем разобраться в технике. Да и времени на ее освоение нет: пациенты ждать не будут.
Однако, по данным правительства РФ, рейтинг цифровой зрелости субъектов в сфере здравоохранения по итогам 2020 года (с тех пор такой рейтинг не обновлялся) возглавляют Тульская, Тамбовская и Ленинградская области. За ними идут Белгородская и Кировская области. Это одни из тех регионов, в которых существует проблема оттока населения в более крупные города. Но у них, судя по всему, получается работать с ЕГИСЗ и удерживать высокие позиции в рейтинге.
Тогда, вероятно, основная проблема все-таки не в персонале, а в самой информационной системе - в том, насколько грамотно она сделана и удобна в использовании.
По данным вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, в России действует свыше 4000 различных государственный информационных систем (ГИС), на создание и содержание которых государство тратит огромные деньги. Но работают они исключительно как система отчетности, доступ к которой имеют лишь государственные органы (прежде всего ведомство-заказчик). Но если открыть доступ к данным в ГИС всем заинтересованным сторонам (в обезличенном или ином виде, которые обеспечивают требования закона "О персональных данных"), то ГИС может превратиться в полезную и удобную цифровую платформу для комфортного взаимодействия участников рынка - в частности, рынка медицинских услуг. Такой шаг обеспечил бы быструю цифровизацию сферы здравоохранения, причем "снизу вверх", то есть рыночным, а не административно-командным путем. Однако ЕГИСЗ (как и большинство иных ГИС в стране) пока больше похожа на неудобную для медработников и одностороннюю систему отчетности.
Еще одна проблема может крыться в количестве информационных систем. Власти многих субъектов РФ создают региональные системы, которые приходится стыковать с единой федеральной ГИС. Анализ Счетной палаты РФ показал, что большинство процессов в отрасли здравоохранения не оптимизированы для дальнейшей автоматизации и отличаются от региона к региону. "Это формирует различные подходы к реализации функционала модулей информационных систем в регионах и усложняет "сквозной" обмен информацией", - сообщила Галина Изотова.
Кроме того, проверка показала, что медработникам приходится вводить данные о пациенте одновременно в несколько не связанных друг с другом информационных систем. При этом требования об их взаимной интеграции установлены только в отношении отдельных компонентов и не предполагают полного объединения. В последней редакции паспорта федерального проекта "Создание цифрового профиля в здравоохранении" предусмотрена интеграция Единой информационной платформы системы обязательного медицинского страхования России (ГИС ОМС) и ЕГИСЗ.
Таким образом, чтобы достичь прогресса в цифровизации здравоохранения, нужно как минимум наладить прозрачное взаимодействие всех информационных систем, а также обеспечить доступ к консолидированным данным и аналитике в отраслевых ГИС всем заинтересованным сторонам - от частных клиник до аптек и от страховых компаний до служб ритуальных услуг. А как максимум - создать действительно единую (то есть единственную) ГИС системы здравоохранения, с федеральным и региональным модулями. Ведь в отличие от многих других сфер процессы в медицине универсальны по всей стране. Поэтому желание тех или иных субъектов РФ создать региональную ГИС для некоей особенной записи к врачу или небывалого способа хранения медицинских изображений можно пресечь на корню как блажь или желание потратить бюджетные деньги в местных интересах.