Российский рынок edtech по итогам 1 полугодия 2023 года превысил 6 млрд. руб.
В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Такие результаты содержит аналитический обзор российского edtech-рынка, который составило агентство Smart Ranking.
Самую большую выручку за первое полугодие собрал GetCourse — компания заработала 1,8 млрд рублей, на 148% больше, чем годом ранее. Платформа масштабируется за счет того, что расширяет возможности GetCourse Pay, развивается на международном рынке и закрывает потребности клиентов с помощью сообщества GetCourse Club и маркетингового сервиса GetCourse Customer Success.
На втором месте iSpring с выручкой 1,2 млрд за полугодие и годовой динамикой 15,6%. Компания занимается запуском корпоративного онлайн-обучения. Во II квартале она внедрила в продукт несколько инновационных решений. Например, в июне выпустила интеллектуальный помощник iSpring Al. Нейросеть ускоряет работу над курсами: например, улучшает текст, генерирует идеи и прописывает структуру. Также разработчик добавил возможность создавать персонажей курсов. Герои могут соответствовать корпоративному стилю и брендбуку компании.
Выручка Webinar Group, по оценке SmR, за первое полугодие составила 565 млн рублей, это на 19,2% больше, чем за тот же период в 2022 году. Став частью экосистемы МТС в прошлом году, компания стремится создать универсальную платформу для коммуникаций.
Сегмент продолжит подстраиваться под новые экономические условия: внимание уделяется импортонезависимым технологиям (например, отечественным сервисам для видеоконференций), партнерству и комплексности услуг.
Участники рынка отмечают, что предлагать клиенту набор разрозненных ИT-решений недостаточно. Чтобы взаимодействие с заказчиком было эффективным, платформы выстраивают единую инфраструктуру сервисов. Они либо разрабатывают собственные технологии, либо интегрируются с готовыми предложениями других вендоров — это позволяет закрыть максимум потребностей клиента.
Еще один тренд, который присутствовал и раньше, но стал жесткой необходимостью после февраля 2022 года, — импортозамещение. По словам зампреда правительства Дмитрия Чернышенко, на сегодня в России уже разработали аналоги для 80% решений в области информационных технологий. К переходу на отечественные решения компании подталкивает поддержка государства, ужесточение требований информационной безопасности и высокий спрос со стороны клиентов на импортозависимые технологии.
Под конец этого года тренд на использование технологий виртуальной реальности станет заметным. Однако, по прогнозам Center-Game, значительно разовьется он только в 2024 году.
В ближайшие месяцы одним из трендов будет долгосрочное сотрудничество поставщика и заказчика. Клиент рассчитывает на взаимодействие и поддержку после поставки решения — это стимулирует компании работать с обратной связью и учитывать ее при развитии стратегии. Также ожидается, что тренд на экосистемность, импортозамещение и усиление информбезопасности сохранится до 2024 года.