Юлия
Тихонова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
24.07.2023

Госдума РФ решила заняться регулированием контента, который транслируют цифровые платформы. Новый законопроект касается алгоритмов, предлагающих пользователю товары, ролики или объявления на основе анализа его предпочтений и цифрового следа. Российские законодатели ссылаются на опыт Евросоюза, США и Китая, однако в России правовые инициативы приобретают новые формы и политическую окраску.

До конца июля 2023 г. Государственная дума рассмотрит в первом чтении законопроект, который обяжет соцсети и маркетплейсы в России объяснять пользователю, какие персональные данные они собирают. Например, когда человек заходит на ресурс впервые, перед ним должно будет всплывать информирующее окно с информацией о том, что ресурс запомнит данные о возрасте, городе проживания пользователя, а также зафиксирует его поисковые запросы - что он хочет купить или каких блогеров он смотрит.

Помимо этого, новая регуляторная инициатива требует, чтобы соцсеть объяснила, как устроена ее рекомендательная система - тот самый искусственный интеллект (ИИ), который предлагает определенный контент. Если ресурс объяснит непонятно или проигнорирует предупреждения, Роскомнадзор будет в праве его заблокировать.

Автор законопроекта - депутат Госдумы Антон Горелкин, входящий в думский комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, а с 7 июля2023 г. возглавивший правление РОЦИТ. Глава этого комитета Александр Хинштейн, другие депутаты и представители из отрасли сошлись на том, что после трех лет работы инициатива, наконец, учитывает все мнения и готова к официальной процедуре принятия.

В первых версиях законопроекта значилась функция, позволяющая пользователю отключить алгоритмы вовсе. Если бы маркетплейсы с ней согласились, то превратились бы в доски объявлений образца 2010-х гг. Как объяснил заместитель управляющего директора ООО "Интернет Решения" (бренд Ozon) Алексей Минаев, до 7% торгового оборота компания достигает благодаря настройкам ИИ, поэтому отключить его нельзя. Депутаты прислушались к представителям бизнеса и от идеи отключения алгоритмов отказались.

У законопроекта, помимо маркетингового аспекта, который требует прояснить пользователю, почему тот видит ту или иную рекламу, есть и второй - социально-политический. Депутаты Госдумы, представители исполнительной власти и общественные деятели обеспокоены, что пользователю навязывается конкретное инфополе, которое дурно влияет на его настроения и взгляды.

"Рекомендательные сервисы способны манипулировать мнением людей, склонять их к определенной точке зрения и углублять уже существующие убеждения. Понятие рекомендательных сервисов фактически отсутствовало в правовом поле, и законопроект призван исправить эту ситуацию", - считает Александр Хинштейн.

Заместитель руководителя Роскомнадзора Милош Вагнер добавил, что персонификация контента приводит к манипуляциям сознанием человека и погружает его в "информационный пузырь".

"Модерация социальных сетей и активная работа по ограничению доступа к запрещенной информации стали одним из главных приоритетов в работе для ряда уполномоченных органов и ведомств. Мы живем во время жесточайшей информационной войны, и соцсети стали эффективным инструментом влияния на умы людей. Поэтому так важно, чтобы сами владельцы соцсетей включились в работу по выявлению противоправного контента, которого на их просторах стало неприлично много", - считает депутат Госдумы Антон Немкин. Несмотря на то, что его слова не относятся к обсуждению законопроекта об алгоритмах, он описывает законодательные тренды в отношении регулирования контента в целом.

https://www.comnews.ru/content/227523/2023-07-19/2023-w29/socseti-i-marketpleysy-rossii-raskroyut-karty-rekomendatelnykh-algoritmov

Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев идею законопроекта поддержал и указал, что подобные меры уже есть в Китае и странах Евросоюза, а США работают над схожим законом. Российские власти ориентируются на эти примеры.

В 2016 г. власти Евросоюза предложили регламент по защите персональных данных - General Data Protection Regulation (GDPR), чтобы упорядочить обращение компаний с данными пользователей. Согласно ему, сервисы должны информировать физических лиц об использовании их данных, а также предоставлять возможность исправления неточности, удаления данных или выдачи прав на их частичное использование. С 2018 г. закон в ЕС успешно имплементирован, максимальный штраф за нарушение норм GDPR достигает $20 млн или 4% оборота нарушителя (в зависимости от того, какая сумма выше).

В регулировании распространения контента государства имеют два пути: технические блокировки либо принуждение социальных платформ удалять противоправный контент самостоятельно под угрозой штрафов. Чтобы избежать прямых рычагов блокировки и формально придерживаться демократических принципов, страны преимущественно выбирают второй вариант.

Одно из важных регуляторных требований, которое выдвигается социальным медиа - блокировка контента в срочном режиме. Увы, в таких условиях провести полноценный анализ на наличие деструктивного содержания невозможно. С одной стороны, в случаях, например, пособничества террористам такое требование кажется разумным, но с другой - оно позволяет избавляться в целом от любого "нежелательного" контента без проверок, что может ущемить свободу слова в интернете.

Еще в 2011 г. страны-члены ОБСЕ предприняли ряд попыток по регулированию определенного типа незаконного и нежелательного контента. Так, правительства были обеспокоены доступностью контента явно сексуального характера, в том числе детской порнографии, террористической пропаганды, ксенофобских или расистских материалов и контента, который разглашает государственную тайну.

Германия стала одной из первых стран, начавших регулирование цифровых гигантов на национальном уровне. В 2017 г. в этой стране был принят Закон о правоприменении в сети (NetzDG). Он требует, чтобы владельцы сайтов удаляли незаконный пользовательский контент в течение 24 часов после получения жалоб на него, а также предоставляли различные публичные отчеты об удалении контента. Закон предусматривает штрафы в размере до €50 млн за несоблюдение этих требований.

Номинально закон нацелен на платформы социальных сетей, но он распространяется на любые онлайн-сервисы с более чем 2 млн зарегистрированных пользователей в Германии. Незаконный контент включает широкий спектр материалов, в том числе публичное подстрекательство к преступлению, нарушение неприкосновенности частной жизни путем фотографирования, клевету, подделку документов, создание преступных или террористических организаций и распространение изображений насилия.

Самая свежая законодательная инициатива в ЕС, уже охватывающая аспекты работы рекомендательных сервисов - Digital Services Act (DSA). Согласно ей, на онлайн-платформе под запрет попадают некоторые виды целевой рекламы. Например, рекламу нельзя таргетировать на детей. Помимо этого, настройки не могут включать аудиторию, подобранную по отдельным критериям: национальность, сексуальная ориентация или политические взгляды.

Согласно правилам DSA, цифровые гиганты, насчитывающих более 45 млн пользователей, должны будут ежегодно проводить широкомасштабную оценку рисков возможного негативного воздействия их сервисов, например, в вопросах доступа к нелегальным товарам, контенту или распространения дезинформации.

С другой стороны, крупные платформы должны будут проводить анализ угроз фундаментальным правам, включая свободу самовыражения, защиту персональных данных, а также свободу и плюрализм средств информации в интернете. Несоблюдение требований DSA влечет за собой различные санкции, включая штрафы на сумму до 6% от глобального оборота. Положения закона начнут применяться в Евросоюзе с 17 февраля 2024 г.

Так, не только для России, но и для других государств становится важен как контроль над информацией, которую потребляют и распространяют на цифровых площадках ее граждане, так и защита их персональных данных. При этом требования, которые выдвигают государства в отношении регулирования контента, тесно связаны с социальным контекстом: если в Европе это борьба с террористическими организациями в середине 2010-х гг., то в России в наши дни - это противодействие "информационной войне". В Евросоюзе средством давления на владельцев платформ становятся огромные штрафы, в России этот инструмент комбинируют с технической блокировкой - и Роскомнадзор как исполнительный орган уже эффективно использует этот механизм.