Россия решила пристально вглядеться в алгоритмы цифровых платформ
Тихонова корреспондент ComNews.ru
Госдума РФ решила заняться регулированием контента, который транслируют цифровые платформы. Новый законопроект касается алгоритмов, предлагающих пользователю товары, ролики или объявления на основе анализа его предпочтений и цифрового следа. Российские законодатели ссылаются на опыт Евросоюза, США и Китая, однако в России правовые инициативы приобретают новые формы и политическую окраску.
До конца июля 2023 г. Государственная дума рассмотрит в первом чтении законопроект, который обяжет соцсети и маркетплейсы в России объяснять пользователю, какие персональные данные они собирают. Например, когда человек заходит на ресурс впервые, перед ним должно будет всплывать информирующее окно с информацией о том, что ресурс запомнит данные о возрасте, городе проживания пользователя, а также зафиксирует его поисковые запросы - что он хочет купить или каких блогеров он смотрит.
Помимо этого, новая регуляторная инициатива требует, чтобы соцсеть объяснила, как устроена ее рекомендательная система - тот самый искусственный интеллект (ИИ), который предлагает определенный контент. Если ресурс объяснит непонятно или проигнорирует предупреждения, Роскомнадзор будет в праве его заблокировать.
Автор законопроекта - депутат Госдумы Антон Горелкин, входящий в думский комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, а с 7 июля2023 г. возглавивший правление РОЦИТ. Глава этого комитета Александр Хинштейн, другие депутаты и представители из отрасли сошлись на том, что после трех лет работы инициатива, наконец, учитывает все мнения и готова к официальной процедуре принятия.
В первых версиях законопроекта значилась функция, позволяющая пользователю отключить алгоритмы вовсе. Если бы маркетплейсы с ней согласились, то превратились бы в доски объявлений образца 2010-х гг. Как объяснил заместитель управляющего директора ООО "Интернет Решения" (бренд Ozon) Алексей Минаев, до 7% торгового оборота компания достигает благодаря настройкам ИИ, поэтому отключить его нельзя. Депутаты прислушались к представителям бизнеса и от идеи отключения алгоритмов отказались.
У законопроекта, помимо маркетингового аспекта, который требует прояснить пользователю, почему тот видит ту или иную рекламу, есть и второй - социально-политический. Депутаты Госдумы, представители исполнительной власти и общественные деятели обеспокоены, что пользователю навязывается конкретное инфополе, которое дурно влияет на его настроения и взгляды.
"Рекомендательные сервисы способны манипулировать мнением людей, склонять их к определенной точке зрения и углублять уже существующие убеждения. Понятие рекомендательных сервисов фактически отсутствовало в правовом поле, и законопроект призван исправить эту ситуацию", - считает Александр Хинштейн.
Заместитель руководителя Роскомнадзора Милош Вагнер добавил, что персонификация контента приводит к манипуляциям сознанием человека и погружает его в "информационный пузырь".
"Модерация социальных сетей и активная работа по ограничению доступа к запрещенной информации стали одним из главных приоритетов в работе для ряда уполномоченных органов и ведомств. Мы живем во время жесточайшей информационной войны, и соцсети стали эффективным инструментом влияния на умы людей. Поэтому так важно, чтобы сами владельцы соцсетей включились в работу по выявлению противоправного контента, которого на их просторах стало неприлично много", - считает депутат Госдумы Антон Немкин. Несмотря на то, что его слова не относятся к обсуждению законопроекта об алгоритмах, он описывает законодательные тренды в отношении регулирования контента в целом.
Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев идею законопроекта поддержал и указал, что подобные меры уже есть в Китае и странах Евросоюза, а США работают над схожим законом. Российские власти ориентируются на эти примеры.
В 2016 г. власти Евросоюза предложили регламент по защите персональных данных - General Data Protection Regulation (GDPR), чтобы упорядочить обращение компаний с данными пользователей. Согласно ему, сервисы должны информировать физических лиц об использовании их данных, а также предоставлять возможность исправления неточности, удаления данных или выдачи прав на их частичное использование. С 2018 г. закон в ЕС успешно имплементирован, максимальный штраф за нарушение норм GDPR достигает $20 млн или 4% оборота нарушителя (в зависимости от того, какая сумма выше).
В регулировании распространения контента государства имеют два пути: технические блокировки либо принуждение социальных платформ удалять противоправный контент самостоятельно под угрозой штрафов. Чтобы избежать прямых рычагов блокировки и формально придерживаться демократических принципов, страны преимущественно выбирают второй вариант.
Одно из важных регуляторных требований, которое выдвигается социальным медиа - блокировка контента в срочном режиме. Увы, в таких условиях провести полноценный анализ на наличие деструктивного содержания невозможно. С одной стороны, в случаях, например, пособничества террористам такое требование кажется разумным, но с другой - оно позволяет избавляться в целом от любого "нежелательного" контента без проверок, что может ущемить свободу слова в интернете.
Еще в 2011 г. страны-члены ОБСЕ предприняли ряд попыток по регулированию определенного типа незаконного и нежелательного контента. Так, правительства были обеспокоены доступностью контента явно сексуального характера, в том числе детской порнографии, террористической пропаганды, ксенофобских или расистских материалов и контента, который разглашает государственную тайну.
Германия стала одной из первых стран, начавших регулирование цифровых гигантов на национальном уровне. В 2017 г. в этой стране был принят Закон о правоприменении в сети (NetzDG). Он требует, чтобы владельцы сайтов удаляли незаконный пользовательский контент в течение 24 часов после получения жалоб на него, а также предоставляли различные публичные отчеты об удалении контента. Закон предусматривает штрафы в размере до €50 млн за несоблюдение этих требований.
Номинально закон нацелен на платформы социальных сетей, но он распространяется на любые онлайн-сервисы с более чем 2 млн зарегистрированных пользователей в Германии. Незаконный контент включает широкий спектр материалов, в том числе публичное подстрекательство к преступлению, нарушение неприкосновенности частной жизни путем фотографирования, клевету, подделку документов, создание преступных или террористических организаций и распространение изображений насилия.
Самая свежая законодательная инициатива в ЕС, уже охватывающая аспекты работы рекомендательных сервисов - Digital Services Act (DSA). Согласно ей, на онлайн-платформе под запрет попадают некоторые виды целевой рекламы. Например, рекламу нельзя таргетировать на детей. Помимо этого, настройки не могут включать аудиторию, подобранную по отдельным критериям: национальность, сексуальная ориентация или политические взгляды.
Согласно правилам DSA, цифровые гиганты, насчитывающих более 45 млн пользователей, должны будут ежегодно проводить широкомасштабную оценку рисков возможного негативного воздействия их сервисов, например, в вопросах доступа к нелегальным товарам, контенту или распространения дезинформации.
С другой стороны, крупные платформы должны будут проводить анализ угроз фундаментальным правам, включая свободу самовыражения, защиту персональных данных, а также свободу и плюрализм средств информации в интернете. Несоблюдение требований DSA влечет за собой различные санкции, включая штрафы на сумму до 6% от глобального оборота. Положения закона начнут применяться в Евросоюзе с 17 февраля 2024 г.
Так, не только для России, но и для других государств становится важен как контроль над информацией, которую потребляют и распространяют на цифровых площадках ее граждане, так и защита их персональных данных. При этом требования, которые выдвигают государства в отношении регулирования контента, тесно связаны с социальным контекстом: если в Европе это борьба с террористическими организациями в середине 2010-х гг., то в России в наши дни - это противодействие "информационной войне". В Евросоюзе средством давления на владельцев платформ становятся огромные штрафы, в России этот инструмент комбинируют с технической блокировкой - и Роскомнадзор как исполнительный орган уже эффективно использует этот механизм.