По итогам I квартала 2023 г. общая выручка интернет-компании "Яндекс" составила 163,3 млрд руб. Это на 54% больше, чем в прошлом году - тогда выручка равнялась106 млрд руб. Чистая прибыль в этом году - 5,8 млрд руб., а скорректированная чистая прибыль - 2,8 млрд руб.
Анна
Швецова
© ComNews
28.04.2023

Нидерландская компания Yandex. N.V. (материнская структура ООО "Яндекс") поделилась неаудированными финансовыми итогами I квартала 2023 г. Согласно им, скорректированный показатель EBITDA составил 12,7 млрд руб., а в прошлом году он равнялся 1,2 млрд руб.

Большая часть выручки пришлась на сегмент "поиск и квартал" (в него входят "Поиск", "Погода" и другие сервисы). Она выросла на 54% в отношении к аналогичному периоду прошлого года и составила 67, 5 млрд руб. Немного выросла доля компании на российском поисковом рынке: 63,3% против 61% аналогичного периода 2022 г.

Следующим по объему выручки идет сегмент "электронная коммерция" - 21% от общего объема. В него входят платформа "Яндекс Маркет", сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров "Яндекс Лавка", сервисы доставки продуктов из магазинов "Яндекс Еда" и Delivery Club. Выручка сегмента выросла на 97% и составила 40,8 млрд руб.

На третьем месте сегмент "райдтех" - 17% от общего объема выручки. В этот сегмент входят сервисы заказа такси, каршеринга, аренды самокатов. Он вырос на 23%, объем выручки составил 32,5 млрд руб.

"Другие О2О-сервисы" по объему выручки занимают 9%. К ним относятся "Яндекс Доставка", сервисы доставки заказов из ресторанов "Яндекс Еда" и Delivery Club, другое. Сегмент вырос на 87%, выручка составила 17,1 млрд руб.

Доля выручки развлекательных сервисов и "Плюса" (входят "Кинопоиск", "Яндекс Музыка" и другое) от общего объема составила 7% - 13,3 млрд руб. Количество подписчиков увеличилось на 77%: с 12,5 млн пользователей в 2022 г. до 22,1 в 2023 г.

Сервисы объявлений ("Яндекс Недвижимость", "Яндекс Путешествия" и т.д.) по выручке выросли на 84%. Выручка составила 4,2 млрд руб.

Прочие бизнес-юниты и инициативы (финтех, беспилотные автомобили, образовательные проекты и другое) выросли на 82%. Выручка - 14,1 млрд руб.

"Яндекс" сообщает, что из-за высокой степени неопределенности в геополитике и макроэкономике не прогнозирует дальнейшие финансовые показатели.

Леонид Делицын, аналитик ФГ "Финам", считает, что показатель EBITDA вырос отчасти за счет эффекта низкой базы. "В I квартале прошлого года компания выплатила большую премию сотрудникам, имевшим опционы, чтобы компенсировать падение стоимости акций. Прибыльный поиск позволяет продолжать развивать проекты на более крупных, но менее маржинальных рынках. Эти другие рынки, вероятно, не совсем оправдывают надежды компании. К примеру, показатель GMV электронной коммерции (общая стоимость товаров и услуг, проданных на площадке) вырос на 67% в сравнении с I кварталом предыдущего года, до 40 млрд. руб. Такие темпы недостаточны, чтобы догнать Ozon и тем более Wildberries (оборот которого за прошлый год составил почти 1,7 трлн руб.) Проблема в том, что на рынках, связанных с интернетом, в том числе и в электронной коммерции, часто победитель забирает все или почти все. Остальные игроки рынка должны искать ниши, неинтересные победителю", - добавил он.

Делицын отметил, что на отчетность "Яндекса" фондовый рынок не реагирует, не считая небольшого снижения цены акции (на 1%), потому что рынок волнует другое: как вернуть оптимистичных зарубежных покупателей акций, хотя бы в будущем. "Местный инвестор верит только в дивиденды, а вкладывающий прибыль в погоню за Wildberries поисковик про дивиденды помалкивает. Значит, необходим покупатель, которому дивиденды не нужны, он может однажды вернуться из-за рубежа. Но для этого надо достаточно мягко обойтись с теми зарубежными акционерами, которые благодаря делистингу не могут продать акции. Поэтому все ждут, чем закончится реструктуризация компании. Пока "Яндекс" сообщил, что план этой реструктуризации появится в 2023 г.", - прокомментировал Делицын.

Артем Тузов, директор департамента корпоративных финансов ИК "ИВА Партнерс" заметил, что "Яндекс" в положительной операционной прибыли уже четвертый квартал. При том, что весь 2021 г. и I квартал 2022 г. компания показывала убыток по операционной прибыли. "Акции компании могли бы быть интересны российским инвесторам, но на бирже торгуются не акции российского АО, а ценные бумаги иностранного эмитента. И большой вопрос, смогут ли акционеры из РФ осуществлять свои права. Скорее, стоит ждать очередной блокировки акций на новой волне санкций", - прокомментировал Тузов.

Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global, отмечает, что выручка эмитента превзошла ее ожидания. "Такой сильный рост EBITDA и чистой прибыли в годовом выражении объясняется бурным увеличением выручки, а также выходом компании из некоторых непрофильных бизнесов", - считает Мильчакова.

Новости из связанных рубрик