Дарья
Чебакова
11.04.2023

Идея ФСБ - получать от агрегаторов такси данные о геолокации и средствах платежа - обернется "многомиллиардными затратами", считают в АНО "Цифровая экономика". При этом существенных преимуществ для государства она не даст.

Передача ФСБ в круглосуточном режиме от агрегаторов такси информации о средствах платежа и геолокации несет риски для бизнеса в отсутствие существенных преимуществ для государства, а также налагает на всю IT-отрасль существенные финансовые издержки. Такой вывод содержится в заключении АНО "Цифровая экономика" на соответствующий проект службы, который она представила в марте 2023 года (председателем набсовета АНО является вице-премьер Дмитрий Чернышенко, также в состав совета входят министр экономического развития Максим Решетников, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев и представители крупнейшего российского бизнеса). Текст заключения, подписанного главой АНО Сергеем Плуготаренко, есть у РБК, его подлинность подтвердили два собеседника на IT-рынке, знакомые с обсуждением.

Представитель АНО "Цифровая экономика" отказался от комментариев. РБК направил запрос в ФСБ и Минцифры.

О чем идет речь
В конце 2022 года был принят закон о такси ("Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России..."), регулирующий работу сферы этого типа перевозок. Согласно ему служба заказа такси обязана предоставлять федеральному органу исполнительной власти в области безопасности доступ к информационным системам и базам данных, но не автоматически, а по запросу.

В марте 2023-го ФСБ разработала проект постановления правительства, в котором предложила обязать службы заказа легкового такси предоставлять во внесудебном порядке "круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси". Как следует из заключения АНО "Цифровая экономика", сейчас агрегаторы уже предоставляют ФСБ время создания заказа, подачи машины и завершения заказа, начальную и конечную точку маршрута, телефон пользователя и водителя, стоимость поездки и способ оплаты, описание машины и ее номер, ФИО водителя, сведения о парке. Однако в тексте постановления предлагается расширить список данных и включить передачу информации о "средствах платежа" и "электронном мониторинге геолокации".

Какие есть замечания

В АНО "Цифровая экономика" опасаются, что формулировка одного из пунктов постановления, предложенная ФСБ, предполагает, что не только службы такси будут обязаны передавать информацию о платежах и геолокацию, а все организаторы распространения информации (ОРИ). Последние сейчас обязаны предоставлять ФСБ и другим уполномоченным госорганам данные о действиях пользователей, включая содержимое переписки. К ним относятся более 300 организаций, в том числе "Яндекс" и его сервисы, а также "Пикабу", LiveJournal, Habr, Тинькофф Банк, "Авито", VK и др. Помимо этого у АНО возникли и другие "концептуальные замечания".

В проекте не раскрыто понятие и объем "электронного мониторинга геолокации" и не указано, чью конкретно геолокацию (пассажира или водителя) нужно передавать ФСБ.
У служб заказа такси нет технической возможности передавать данные о геолокации в режиме реального времени.
Мониторинг геолокации дублирует данные, которые уже запрашивают органы безопасности у сотовых операторов в рамках оперативно-разыскных мероприятий.
В проекте не раскрыто понятие и объем "средства платежа", а текущая формулировка допускает возможность запрашивать у служб заказа легкового такси неограниченную финансовую информацию о пользователях. Но службы такси не владеют такой информацией.
Для хранения информации службы такси будут вынуждены создавать новые базы данных, что потребует от них дополнительных затрат. По оценке АНО "Цифровая экономика", в случае принятия проекта в текущем виде службы такси будут вынуждены дополнительно понести "многомиллиардные затраты" и тратить около 10% от реализации на ежегодное обслуживание новых требований.
Аналогичные замечания также изложены в письме от заместителя председателя общественной организации "Деловая Россия" Антона Данилова-Данильяна, которое он направил замминистра экономического развития Алексею Херсонцеву (у РБК есть копия документа; в министерстве сообщили, что "письмо находится на рассмотрении"). Представитель "Деловой России" отказался от комментариев.

Представитель такси "Максим" подчеркнул, что "предлагаемое постановление нужно не отрасли, а только ФС"". Он предположил, что база данных сервиса может представлять интерес для ФСБ "только в совокупности с данными из других источников, которые есть у этой службы". В компании затруднились оценить стоимость расходов, в случае если проект постановления примут в текущем виде, сославшись на то, что "пока не понимают, как это будет устроено технически". При этом в "Максиме" считают, что для пользователей ничего не изменится, так как действующее законодательство и так позволяет правоохранительным органам запрашивать информацию о поездках, а организации обязаны ее предоставить.

По мнению People & People (владеет сервисом такси "Ситимобил", а также "Грузовичкоф" и "Таксовичкоф"), инициатива ФСБ смотрится "избыточной", так как сервисы такси уже передают данные по запросу, а мониторинг в режиме реального времени потребует "значительных человеческих и денежных ресурсов". В компании также указали, что у агрегаторов нет налаженного канала регулярной передачи большого объема данных, поэтому нужно будет предусмотреть механизмы защиты информации, чтобы избежать риски их утечки. В People & People не смогли назвать точную сумму затрат для реализации этого проекта, но отметили, что если проект примут, то издержки перевозчиков и агрегаторов могут возрасти, а значит, увеличится средняя стоимость поездки для клиентов.

О существенных затратах без конкретных цифр также заявил представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). С его точки зрения норма о расширении требований к организаторам распространения информации (ОРИ) будет касаться не только агрегаторов такси, но и других IT-компаний. В РСПП настаивают, что существующий механизм передачи данных для ОРИ уже "отлажен", а те, кто находится в реестре, "добросовестно выполняют все требования".

Новости из связанных рубрик