Операторов связи оштрафуют за неустановку СОРМ
Законопроект предусматривает размер штрафа от 0,001% до 0,003% от годовой выручки за первое нарушение и от 0,01% до 0,03% от годовой выручки за повторное нарушение.
СОРМ позволяет расследовать преступления и предотвращать теракты. Оборудование должно устанавливаться на сетях каждого оператора связи, но небольшие операторы экономят и уклоняются от внедрения СОРМ, отмечали авторы инициативы.
Если законопроект примут, то изменения вступят в силу с 1 января 2024 г.
Реализация требований СОРМ направлена на обеспечение безопасности граждан и государства, борьбы с использованием телефонных звонков с подменой номера вызывающего абонента в мошеннических целях, а также для распространения заведомо ложных сообщений об угрозах террористических актов.
"Для операторов связи, которые не имеют финансовой возможности приобрести оборудование для реализации требований СОРМ на начальном этапе своей деятельности, на рынке телекоммуникаций предоставляются услуги по реализации требований СОРМ без покупки оборудования. Такие услуги соответствуют требованиям законодательства по обеспечению требований СОРМ. Стоимость подключения услуги зависит от объема передаваемого трафика и составляет от 500 тыс. руб. до 800 тыс. руб. с ежемесячной арендной платой от 55 тыс. до 110 тыс. руб. соответственно", - сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Результаты контрольной (надзорной) деятельности показывают, что не все операторы связи в полном объеме обеспечивают реализацию требований СОРМ или не обеспечивают совсем. По информации Роскомнадзора, количество выявленных нарушений лицензионных требований, связанных с реализацией требований СОРМ, составило: за 2017 г. - 1788 нарушений (258 нарушителей - юрлица); за 2018 г. - 1292 нарушения (237 нарушителей - юрлица); за 2019 г. - 1237 нарушений (196 нарушителей - юрлица); за 2020 г. - 867 нарушений (177 нарушителей - юрлица); за 2021 г. - 1110 нарушений (206 нарушителей - юрлица). В 2017 г. за нарушения, связанные с реализацией требований СОРМ, вынесено 199 предупреждений и оформлено 184 штрафа на общую сумму около 3,75 млн руб. (далее - количество предупреждений / количество штрафов / сумма штрафов). В 2018 г. - 203/327/около 7 млн руб. В 2019 г. - 179/290/около 5 млн руб. В 2020 г. - 151/124/около 2,2 млн руб. В 2021 г. - 82/246/около 11,5 млн руб.
Анализ судебной практики показывает, что при рассмотрении в суде материалов о таких нарушениях часто принимаются решения о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера для индивидуальных предпринимателей или субъектов малого и среднего предпринимательства, а также при одновременном выявлении нарушений, связанных с реализацией требований СОРМ, по нескольким лицензиям правонарушитель привлекается к ответственности как за совершение одного административного правонарушения.
Кандидат юридических наук, член рабочей группы при правительстве РФ, генеральный директор консалтинговой фирмы "ОрдерКом" Дмитрий Галушко считает, что данная норма ориентирована на небольших игроков. По его мнению, на количестве игроков новые меры, скорее всего, не скажутся, хотя того, что часть будет поглощена более крупными, эксперт не исключил. Так же как и попыток сократить издержки за счет других мер - например, сокращения штата. "Вместе с тем значительно расширится практика применения разного рода серых схем. Какая-то часть операторов начнет работать по другим организационно-правовым формам - например, как потребительские кооперативы", - отметил он.
"Операторы, которые не смогут удовлетворить требования по соответствию СОРМ, уйдут с рынка или будут поглощены конкурентами. В результате мы увидим консолидацию рынка и уход мелких игроков. Следует заметить, что для соответствия требованиям СОРМ нужны инвестиции. И внесение изменений в КоАП может привести к росту тарифов для конечных пользователей", - такой, по мнению независимого эксперта телеком-рынка Вадима Плесского, может оказаться обратная сторона нововведений.