В России начался бум нишевых маркетплейсов. Их количество в 2022 г. удвоилось и достигло 40. Селлеры и покупатели из крупных универсальных маркетплейсов переходят в нишевые. Основными драйверами данного процесса для селлеров являются борьба с демпингом и контрафактом, для покупателей - тщательный отбор товара и дополнительные сервисы.
© ComNews
22.02.2023

Директор департамента бизнес-развития ООО "Нота Софт" (торговая марка "Кактус") Виктория Марочкина назвала одной из главных тенденций последних лет на мировом рынке электронной торговли бум нишевых маркетплейсов. По ее мнению, это часть циклического процесса, когда после укрупнения и появления больших универсальных маркетплейсов начала все активнее проявляться противоположная тенденция. Появляется все больше нишевых игроков, которые специализировались на определенных товарных группах. Селлеры выбирали нишевые площадки за более высокую маржинальность, а покупатели - за более высокий уровень сервиса и лучшую адаптацию.

В России, как отметила Виктория Марочкина, процесс роста количества нишевых маркетплейсов значительно ускорился вследствие ряда издержек, связанных с продажами товаров по параллельному импорту, среди которых главные - демпинг и рост доли контрафакта. В итоге за 2022 г. количество нишевых маркетплейсов удвоилось и достигло 40. В течение следующих трех лет процесс интенсивного роста нишевых маркетплейсов продолжится. Основные товарные группы, на которых специализируются такие площадки, - зоотовары, электроника, книги, модная одежда и обувь. Главной задачей нишевого маркетплейса, по оценке Виктории Марочкиной, является обеспечить, с одной стороны, быструю миграцию селлеров с крупных маркетплейсов, и с другой - определить целевую аудиторию и выстроить для покупателей удобный фронт-энд.

Заместитель коммерческого директора по развитию ассортимента "ВсеИнструменты.ру" Александр Шкенев согласился с оценкой, что нишевые маркетплейсы растут быстрее рынка. В сегменте товаров для дома, стройки и ремонта по итогам 2022 г. рост рынка составил 11% в денежном выражении, и достигнут он был по большей части за счет роста цен. Серьезными сдерживающими факторами стали снижение покупательной способности населения и уход трети брендов. Но при этом в электронной коммерции в том же самом сегменте продажи выросли на 48%. Поставщики сами активно мигрируют в электронную коммерцию, что позволяет им снизить затраты на web-сайт, на продвижение, прежде всего в регионах, и при этом нарастить клиентскую базу.

Руководитель отдела продаж маркетплейса "СберМегаМаркет" Антон Сиземин обратил внимание, что многие нишевые маркетплейсы часто работают через крупных универсальных игроков, в том числе и через "СберМегаМаркет". Селлеры также пользуются услугами разных площадок, как нишевых, так и универсальных, что позволяет им наращивать продажи на уровне до почти 50%. По мнению Антона Сиземина, главными факторами, которые позволяют обеспечить любому маркетплейсу высокий уровень конкурентоспособности, являются привлечение лучших продавцов, надежность и скорость доставки, а не только уровень цен. От того, нишевой это игрок или универсальный, достижение данных целей не зависит.

Новости из связанных рубрик