Владислав
Лантух

руководитель направления "Облачные технологии и ЦОД" АО "ЭР-Телеком Холдинг"
© ComNews
12.01.2023

Рынок российских облачных сервисов, при сохранении стабильного роста в 20-30% в год, к началу 2022 года, объективно говоря, перестал удивлять продуктовыми новинками, значимыми событиями и вошел в стадию достаточно рутинной ценовой конкуренции, но вынужденно встряхнулся и перешел в новое для себя фазовое состояние параллельного существования в "старых-новых" условиях.

Что случилось?

С марта 2022 года приостановили работу в России крупнейшие разработчики системного программного обеспечения - VMware, Microsoft и Citrix, системы визуализации которых активно использовались коммерческими компаниями и органами государственной власти и занимали более 80% отечественного рынка. Прекратили продажи и техническую поддержку технологические лидеры ИТ-отрасли - Dell Technologies, Hewlett Packard Enterprise, Cisco Systems, IBM, Oracle, Intel и AMD.

Также прекратились официальные поставки графических ускорителей NVidia, благодаря которым специалисты по анализу данных могут обрабатывать огромные массивы данных для самых разных приложений гораздо быстрее, чем на традиционных процессорах, а также обеспечивать производительность, необходимую для проведения оперативного масштабного моделирования.

Российские производители серверов архитектуры x86, работающие по схеме компонентной сборки, столкнулись с запретом прямых поставок современных процессоров (Intel и AMD) и нарушением логистических цепочек по получению многих комплектующих.

Контрактное производство процессоров российской разработки, во многом сосредоточенное на фабриках в Тайване и Южной Корее, также попало под действие санкций. Кроме того, многие заказчики из корпоративного сектора просто не готовы к переходу с Intel/AMD на отечественные решения из-за несовместимости бизнес-ПО и операционных систем.

Лидеры китайской ИТ-индустрии и технологические компании, имеющие развитые международные рынки сбыта и незначительную (по сравнению с мировой) долю реализации в РФ своей продукции, внимательно оценивают санкционные риски со стороны технологических партнеров в США и Европе и также приостановили размещение новых заказов со стороны компаний РФ.

Мы наблюдаем, как российские сборщики серверов пытаются наладить работу в новых условиях. Видны попытки выхода на российский рынок специализированных локальных китайских брендов, которые предлагают официальные поставки оборудования и сервисное обслуживание от производителя. Однако этот процесс только начался.

Таким образом, провести качественное замещение сложившихся и взаимоувязанных элементов облачной инфраструктуры в краткосрочной перспективе в РФ не представляется возможным.

Новые реалии сталкиваются со сложившимися привычками

Имеет место желание специалистов, с технической стороны влияющих на принятие решений о развитии и закупках ИТ-инфраструктуры в российских компаниях, сохранить привычный состав вендоров, даже если это сопряжено с параллельным импортом, неэффективным использованием бюджета (высокая цена - плата за риски при неофициальных поставках), в том числе жертвуя гарантийными обязательствами производителей и последующей организацией эксплуатации без технической поддержки вендоров оборудования и ПО.

Еще одной "корпоративной привычкой" является использование классических систем хранения данных корпоративного класса. Однако в России нет локальных производителей массивов уровня mid-range и тем более high-end. Выходом могло бы быть более активное использование отечественных гиперконвергентных решений (HCI) с программно-определяемым хранилищем (Software Defined Storage, SDS), таких как, например, SharxDC. Они используют стандартные, доступные к покупке серверы и диски NVMe/SSD/HDD, что значительно снижает зависимость от аппаратных средств поставок отдельно взятого вендора СХД.

Дополнительно, в контексте ситуации с корпоративными хранилищами, стоит упомянуть еще об одной "привычке": использование интерфейсов FiberChannel SAN-сети (Storage Area Network, SAN). Этот протокол был опубликован более 25 лет назад, имеет на данный момент существенные ограничения по скорости и расстоянию. Но самое главное, что аппаратное обеспечение для него производит только одна компания из Южной Калифорнии. Тем не менее требования для данных интерфейсов до сих пор, увы, являются некоторым "стандартом" корпоративных ТЗ на облачную ИТ-инфраструктуру.

Конечно, сложно представить, что ИТ-руководители вдруг захотят полностью поменять свой текущий ИТ-ландшафт до окончания его жизненного цикла. Тем не менее планирование любых изменений должно, безусловно, учитывать текущие реалии: бесполезно пытаться "плыть по течению" - уже сейчас нужно закладывать основу изменениям, которые приведут к неизбежной полной смене облачных ландшафтов в течение ближайших двух-трех лет.

Организация инженерной инфраструктуры ЦОДов

Современная ИТ-инфраструктура невозможна без качественной инфраструктуры ЦОДа, не будем об этом забывать.

Сложности с обеспечением импортным оборудованием инфраструктуры ЦОДов для развития облачных ландшафтов провайдеров повлекли за собой приостановку строительства многих запланированных дата-центров. В России практически нет локального производства дизель-генераторов и источников бесперебойного питания большой мощности. Производственные мощности небольшого количества российских производителей инженерных систем для ЦОДов загружены на ближайший год, в производственный план принимаются только крупные заказы, дисбаланс спроса и предложения (то есть отсутствие должной конкуренции) приводит к значительному увеличению даже рублевых отпускных цен.

В таких условиях будут крайне затруднены или вовсе остановлены проекты по созданию корпоративных ЦОДов. Кроме того, ограничены возможности оптимизации компоновки размещения и снижения энергопотребления в существующих дата-центрах в условиях ограничения CAPEX и доступности к покупке нового инженерного оборудования. Ожидается, что подавляющий объем новых стоек на рынке будет вводиться в составе коммерческих ЦОДов и услуги colocation станут единственным вариантом размещения новых крупных ИТ-ландшафтов.

Сложнее всего ситуация складывается с реализацией проектов ЦОДов, которые вошли в текущую ситуацию на начальной стадии строительства. Трудности с поставками и выбором новой номенклатуры необходимого инженерного оборудования рано или поздно будут преодолены. И в этом контексте практически все игроки рынка находятся в одинаковых условиях, однако для новых проектов дополнительно потребуется серьезный пересмотр инвестиционной модели, которая в нормальных условиях базируется на сложившемся и ожидаемом рыночном спросе, который в свою очередь также теперь требует серьезной переоценки.

Можно ожидать, что драйверами развития рынка ЦОДов станут в первую очередь крупнейшие компании, которые уже сейчас испытывают дефицит в соответствующей инфраструктуре, и государственные организации, с точки зрения критически важных проектов инновационного развития.

Экономические факторы

Вопросы, связанные с колебанием курса, риском внезапного изменения ключевой ставки ЦБ РФ, а также трудностями доступа и оплаты услуг гиперскейлеров и сервисов зарубежных ЦОДов, не могли не отразиться на привычном формате потребления и развития ИТ-инфраструктуры.

У компаний-заказчиков кратно увеличились сроки закупок, в связи с необходимостью корректировать технические задания под новые реалии и рассматривать большое количество новых альтернатив. Соответственно, сдвигаются сроки реализации проектов, что ведет к нестабильности/неопределенности по всей рыночной цепочке поставщиков.

Стандартная и хорошо знакомая по предыдущим кризисам реакция - выждать, далее минимизировать ущерб без изменения привычных процессов и подходов в ИТ. Если ситуация не разрешилась предыдущими двумя шагами, действовать по ситуации, последовательно закрывая наиболее критичные области. Неудивительно, что большинство компаний приостановили ИТ-инвестиционные программы, запустили стратегии "сбережения" - стараясь максимально использовать уже имеющуюся ИТ-инфраструктуру, при этом постоянно оптимизируя ее ресурсы.

Тем не менее некоторые поставщики Public Cloud на волне повышения курса доллара, роста неопределенности и возникших сложностей с оплатой услуг международных гиперскейлеров упреждающе ("хватай мешки - вокзал отходит!") подняли в марте 2022 года цены на свои услуги на 60-80%. Однако, с учетом стабилизации курса, по состоянию на конец 2022 года рынок уже не воспринимает этот "прайс-лист" и балансирует на уровне глубины даваемой скидки.

Взгляд на ситуацию со стороны

Аналитики из IDC ожидают в 2022 году сокращение расходов российского рынка на ИКТ как минимум на четверть при среднесрочном сценарии (до года) выхода из кризисной ситуации.

Наибольшая склонность к пересмотру ИТ-бюджетов ожидается в промышленном производстве, ретейле. В меньшей степени будут затронуты сфера обслуживания и ЖКХ, телеком-компании и финансовый сектор. Наиболее стабильными в плане инвестиций останутся нефтегазовая отрасль и государственные организации. При этом ИТ-инфраструктура в РФ по оценке доли в ВВП была еще до кризиса недофинансирована как минимум в два раза относительно уровня западных стран.

Кто из болота будет тащить бегемота?

Для уверенного развития информационных технологий нужны две составляющие - инструменты (ПО, железо, обеспечивающие ресурсы, такие как платформы разработки) и люди, которые будут эти инструменты использовать и создавать. Если с первой составляющей "что у нас есть и чего у нас нет" ситуация более или менее понятна и близка к выбору из нескольких вариантов "того, что есть", то со второй остаются открытые вопросы. Негативно может повлиять и релокация наших ИТ-специалистов. Система классического образования не успевает за интенсивным развитием индустрии и ее быстро меняющимися запросами.

Необходимо подчеркнуть, что мы здесь говорим не о "разработчиках ПО", а именно о ВСЕХ ИТ-специалистах.

Профессиональный рост специалистов в области ИТ принципиально не сильно отличается от других отраслей. Формированию управленческих компетенций способствует опыт реализованных проектов, их успешное внедрение или вывод на рынок в условиях обязательной конкуренции. Напротив, в последние несколько лет не было замечено появления большого числа новых компаний, реально показавших положительный эффект от внедрения технологий, или выхода новых значимых ИТ-игроков в сформировавшихся конкурентных сегментах.

Еще одной особенностью рынка труда для ИТ-специалистов является складывавшийся десятилетиями дисбаланс оплаты труда программистов, которые работают на западных заказчиков со ставками в валюте, а также инженеров, ИТ-администраторов и архитекторов, проектирующих и обслуживающих ИТ-инфраструктуру, размещенную в стране, но купленную при этом по ценам, сформированным также в валюте.

Решением проблемы может стать мощная поддержка сотрудников через создание максимально комфортных условий труда - рост зарплат и фундаментальные бонусы для закрепления перспективных работников в штате компаний в пределах страны.

Отдельно необходимо отметить, что государственные программы стимулирования направлены опять же на индустрию разработки ПО (ОКВЭД 62). Сегмент облачных услуг IaaS и ЦОД (ОКВЭД 63.11) на данный момент не пользуется тем же уровнем государственной поддержки, и, к сожалению, профессиональное сообщество не располагает никакой информацией о возможных правительственных инициативах в данном направлении.

Что дальше?

Для провайдеров облачных сервисов решение вопросов с трансформацией существующей ИТ-инфраструктуры в кризисный период является ключевым для развития бизнеса, в отличие от их заказчиков, для большинства из которых ИТ является важной, но все-таки поддерживающей функцией. И здесь именно облачные провайдеры должны, на наш взгляд, стать основными лидерам изменений. Быть первыми в опыте и знаниях, давать оперативную оценку решениям, подходам и т.п.

Большинство из них уже оперативно внесли необходимые изменения в архитектуру платформ оказания услуг. Провайдеры вместе с клиентами ищут и тестируют в настоящий момент замещающие варианты элементов облачной ИТ-архитектуры. Операторы облачных сервисов становятся драйверами смены привычного технологического стека в ИТ-ландшафтах. Например, на рынке уже не осталось независимых отечественных разработчиков гипервизоров и систем управления облачными средами (как альтернативы VMWare и Microsoft) - все вендоры зрелых продуктовых решений полностью или частично поглощены более крупными игроками рынка - облачными провайдерами.

Развитие зрелых профессиональных облачных сервисов на базе собственных стеков технологий провайдеров, с возможными дополнительными мерами государственной поддержки могло бы решить проблему "технологической неопределенности" компаний и государственных организаций и способствовать ускоренному восстановлению российского рынка ИТ.