Максим
Нартов

директор по развитию бизнеса Nexign
© ComNews
05.12.2022

Операторы выходят за пределы "традиционного" телекома, расширяют продуктовый портфель и ищут новые каналы выручки. О том, как эти процессы влияют на рынок BSS-систем, рассказывает Максим Нартов, директор по развитию бизнеса Nexign - российского разработчика биллинг-систем и решений для цифровизации бизнеса.

Системы BSS, включающие в себя биллинг, тарификацию и обслуживание клиентов, являются ключевыми для телеком-операторов. Они не только поддерживают непрерывную и корректную работу провайдеров услуг связи, но и являются одними из основных инструментов повышения операционной эффективности их бизнес-процессов. Несмотря на то что рынок BSS остается консервативным, каждые пять-семь лет поставщикам услуг связи необходимо модернизировать BSS-системы из-за эволюции бизнеса и изменения продуктового портфеля.

Продуктовые изменения происходят по двум основным причинам. Во-первых, это связано с общей стагнацией "классической" телеком-выручки. Профиль потребления услуг голосовой связи, передачи данных и сообщений устоялся, а объем денежных средств, который абоненты могут ежемесячно тратить на услуги операторов связи, достиг предела. По оценкам экспертов, в последние годы среднерыночный рост ARPU (доход с одного абонента) в России составляет не более 1-2% в год. В таких условиях оператор стремится найти дополнительные источники дохода и вывести на рынок новые потенциально востребованные услуги или продукты.

Во-вторых, растущая цифровизация и развитие услуг на базе digital-платформ расширяют потребности сети оператора и приводят к необходимости модернизации ее пропускной способности и переходу на следующее поколение связи. Например, предыдущая крупная модернизация сети происходила при переходе на 4G, когда было необходимо трансформировать структуру тарификации от голоса и SMS в сторону данных LTE и data only. Сейчас драйвером таких изменений является 5G, и, несмотря на то что на данном этапе технологии 5G не появляются в нашей стране, система услуг, построенная вокруг этой концепции, влияет на всех операторов.

Все эти изменения оказывают непосредственное влияние на BSS. Современные системы вынуждены оперативно трансформироваться с учетом новых потребностей операторов связи, чтобы поддерживать их корректную работу и повышать операционную эффективность бизнес-процессов.

Расширение продуктового портфеля или новые каналы выручки

Вопрос модернизации BSS-систем именно с точки зрения новых каналов выручки стоит достаточно остро. Цифровая трансформация и растущие экосистемы операторов требуют готовности к новым механикам расчета стоимости и подходам к обслуживанию клиентов. Происходит переосмысление концепции биллинга и его перевод на более универсальный и адаптивный движок. Сегодня решения BSS ориентированы на широкий продуктовый портфель, который выходит далеко за пределы традиционных услуг связи. Например, провайдеры связи могут предлагать как подписку на облачное хранилище, стриминг или другие видеосервисы, так и более интересные комбинации, включая банковские услуги и billing-on-behalf, когда оператор помогает абонентам оплачивать сторонние сервисы. Операторы включают в свой портфель услуг все больше и больше внешних, партнерских продуктов для поддержания интереса со стороны абонентов, и эта тенденция подчеркивает необходимость дальнейшего увеличения гибкости BSS-систем.

Консолидация биллинговых систем и конвергентность

Фокус на клиента как на "владельца" дохода и растущая экосистемность меняют подход и к восприятию потребителя. Одним из главных условий для повышения эффективности взаимодействия с абонентами и увеличения гибкости предоставления услуг становится возможность управления счетом и всеми сервисами из единой точки. Иначе операторы получают не "конвергентного" клиента, а несколько отдельных абонентов, не взаимодействующих между собой. Это значительно осложняет процесс оплаты и снижает лояльность, так как потребители могут пользоваться сервисами нескольких операторов и легко переходить от одного к другому. При этом новая выручка не настолько велика, чтобы снижать требования по себестоимости услуг и в том числе ИТ-систем. В связи с этим важным является вопрос консолидации разрозненных биллинговых систем как одной из существенных статей ИТ-расходов.

Решение вопроса консолидации ведет к тому, что единая точка управления должна стать более многоликой, чем традиционный коммуникационный биллинг. Операторы достаточно долго жили на вертикальных платформах и классических prepaid- и postpaid-решениях, основанных на телефонии и перешедших в data-only-связь. Однако теперь им нужно двигаться дальше и модернизировать слабые традиционные платформы, чтобы они поддерживали работу и с другими сервисами оператора, цифровыми подписками, сторонними продуктами и пакетами. Для достижения максимальной эффективности провайдерам услуг связи необходимо внедрить единую конвергентную платформу, которая охватывала бы весь процесс управления доходами: от начисления платы и управления политиками до выставления счетов и сбора платежей.

Импортозамещение и уменьшение TCO

В текущих условиях также важен вопрос импортозамещения программного обеспечения и уменьшения TCO (Total cost of ownership, или совокупной стоимости владения) за счет ослабления требований к базовым платформам. Другими словами, растет интерес к open-source-решениям и полностью отечественным разработкам.

Сегодня многие телеком-провайдеры пользуются биллинговыми системами от зарубежных поставщиков, часть из которых ушла с российского рынка, или системами, построенными как оболочка вокруг классической СУБД, также лишившейся коммерческой поддержки. В текущем или следующем году операторы вряд ли смогут запланировать тот объем капитальных вложений, который позволит им единовременно заменить данные системы, но это является одним из главных векторов развития. При этом за последние несколько месяцев поставщикам услуг связи удалось провести значительную работу и отказаться от использования некоторых зарубежных облачных сервисов. В свою очередь мы помогали нашим партнерам замещать эти решения с помощью собственных разработок.

Тем не менее вопрос импортозамещения является долговременным, и снижение TCO за счет отказа от привычных систем неизбежно. Необходимо правильное планирование расходов и времени на проведение такой трансформации.

Скорость изменения

Также интересным вопросом, происходящим из концепции экосистем, является вопрос скорости изменения телеком-отрасли. Пять лет назад конкуренция на телеком-рынке основывалась на ценовой политике операторов, но сейчас она определяется комбинацией многих факторов. Например, провайдеры услуг связи стремятся привлечь клиентов с помощью интересных пакетных предложений, включающих в себя несколько различных услуг. Современные биллинговые системы должны быть способны поддержать быстрый запуск таких идей, контроль эффективности и их своевременное изменение в зависимости от потребностей рынка.

Современная цифровая экономика похожа на активно кипящий котел, который быстро рождает новые идеи, концепции и предложения. Некоторые из них не приживаются, а некоторые имеют эффект в моменте, и операторам важно научиться быстро адаптировать инновации для поддержания конкурентоспособности на рынке. Тот факт, что поставщики услуг связи смещаются в сторону ИТ-индустрии и начинают разрабатывать собственные продукты и сервисы, как раз и является отражением этой истории.

Концепция BSS-систем претерпевает значительные изменения. Современные BSS должны отслеживать и оптимизировать операционные и бизнес-функции - от производительности сети, инвентаризации и управления сбоями до выставления счетов, создания новых продуктов и обслуживания клиентов. Им также нужно быть максимально гибкими для быстрой адаптации к требованиям телеком-рынка.

Тенденции на рынке повлияли и на нас, как на телеком-вендора BSS-систем, и позволили выделить три основных направления развития наших решений. Во-первых, мы переосмыслили концепцию биллинга и необходимость его перевода на более универсальный и адаптивный движок. Мы изначально закладывали ресурсы для достижения этой цели и также продолжаем работать в этом направлении при поддержке государства. Во-вторых, мы активно занимаемся повышением гибкости и можем предложить соответствующие продукты и решения. В-третьих, в последние несколько лет мы работаем над вопросом импортозамещения, и на данный момент наша линейка проходит сертификацию в едином реестре российского ПО.