Владимир
Шелихов

заслуженный работник связи РФ, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
© ComNews
12.09.2022

В 2022 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) издало новый приказ, которым утверждены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции.

Приведу сравнительную таблицу, в которой сведены все версии утвержденных контрольных сроков, начиная с 1996 г. (Таблица 1). Как видно из это таблицы (выделено жирным шрифтом), появились сроки пересылки на территории административных центров муниципальных районов и городских округов, восстановлены сроки пересылки между административными центрами муниципальных районов и городских округов в пределах своего субъекта, в систему контроля введен городской округ.

Таблица 1

Контрольные сроки

1996

2006

2018

2022

средний контрольный срок между административными центрами субъектов и городами федерального значения

дней

6,34

7,06*

7,5*

7,5*

на территории Москвы и Санкт-Петербурга

дней

2-3

3*

3*

3*

на территории административных центров субъектов РФ

дней

2-3

3*

3*

3*

на территории административных центров муниципальных районов и городских округов

дней

нет

нет

нет

3*

между административными центрами субъектов РФ и административными центрами муниципальных районов, городских округов своего субъекта

дней

2-4

3*

3*

3*

между административными центрами муниципальных районов и городских округов в пределах своего субъекта РФ

дней

2-5

нет

нет

5*

между административным центром муниципального района, городского округа и населенными пунктами в пределах этого района (округа)

дней

2-4

3*

4*

4*

*с учетом дня подачи

Идея разработчиков понятна и возражений не вызывает – для исключения манипулирования контрольными сроками необходимо ввести контролируемые этапы пересылки по всей территории субъекта РФ. Однако для полного счастья не хватает еще двух контрольных сроков:

- между административными центрами субъектов РФ и населенными пунктами этого субъекта;

- между населенными пунктами в пределах своего субъекта РФ.

Они требуются, потому что при суммировании контрольных сроков (при отсутствии прямых контрольных сроков) пересылка письма из одного населенного пункта в другой в пределах одного субъекта Федерации составит 15 дней. Для сравнения: из Москвы до Петропавловска-Камчатского установлен контрольный срок пересылки в 5 дней.

Идем далее – ни один из ранее введенных контрольных сроков между административными центрами субъектов РФ и внутри субъектов не был изменен разработчиками, хотя такая потребность существовала. Приведу факт, не поддающийся логике. В 2014 г. в составе Российской Федерации появились два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь, и в 2018 г. для них установили контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции. Средний контрольный срок для Севастополя и Симферополя по исходящей и входящей письменной корреспонденции составляет, соответственно, 9,55 и 8,56 дней (включая день подачи). Для сравнения приведу тот же показатель для более отдаленных субъектов: Анадырь – 8,38 дней, Биробиджан – 7,34, Петропавловск-Камчатский – 6,8 дней. Среди субъектов Российской Федерации ближе всех к Севастополю и Симферополю по срокам находится Магас (Республика Ингушетия) – 9,4 дня.

Зададимся вопросом – какими критериями руководствовались разработчики контрольных сроков в Минцифры России, устанавливая такие показатели для субъектов, расположенных в европейской части России – не в отдаленных или труднодоступных регионах, а в 2-3 часах полета из Москвы? Внятных объяснений не вижу, хотя ко времени разработки контрольных сроков прошло четыре года работы ФГУП "Почта Крыма" в составе единой почтовой связи Российской Федерации. Аналогичный вопрос и по Магасу, который расположен все в той же европейской части России, а не на Дальнем Востоке.

Приведу еще более странные примеры, выявленные при выборочном анализе контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции между субъектами Российской Федерации. Расстояние между Владикавказом и Магасом по автомобильной трассе 28 км, а контрольный срок прохождения письменной корреспонденции – 6 дней, расстояние между Грозным и Магасом по автомобильной трассе 96 км, а контрольный срок – 8 дней. Для сравнения, расстояние между Магасом и Ханты-Мансийском по прямой 2550 км, контрольный срок – 7 дней. Получается, что письмо из Магаса во Владикавказ двигается со средней скоростью 194 метра в час, а в Грозный – 500 метров в час. Интересно, в расчете на какой вид транспорта принимались такие контрольные сроки? Для справки: человек идет со средней скоростью 5000 м/час.

А вот вообще анекдотичный случай. Контрольный срок пересылки писем из Владикавказа в Грозный – 5 дней, а в обратную сторону – 6 дней. Это как в истории про крокодила – от носа до хвоста 5 метров, от хвоста до носа – 6 метров. Я понимаю, когда такое расхождение существует при пересылке писем на восток и обратно – расхождение будет за счет разницы в поясном времени. Но здесь-то в чем причина, да и расстояние между ними – всего 144 км по автомобильной трассе.

Введение в эксплуатацию автоматизированных сортировочных центров (АСЦ) не оказало никакого влияния на уменьшение контрольных сроков. В 2017 году Почти России ввела в строй АСЦ в Казани, в 2018 г. – АСЦ "Внуково-2", в 2021 г. – АСЦ в Новосибирске. Но ни по одному магистральному маршруту между административными центрами субъектов Российской Федерации контрольные сроки не были уменьшены. Возникает резонный вопрос: для чего создаются и эксплуатируются АСЦ, если снижения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции не происходит?

Таблица 1 показывает печальную тенденцию отсутствия за последние 26 лет повышения качества услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции. И такая тенденция неудивительна, поскольку в планах деятельности Минцифры России, принимаемых программах и стратегиях развития АО "Почта России" (ранее – ФГУП "Почта России") отсутствует задача по сокращению контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.

Про контрольные сроки поговорили, а что с их выполнением? Смотрим Таблицу 2.

Таблица 2

АО "Почта России"

2016

2017

2018

2019

2020

2021

межобластной поток

%

78,21

79,09

82,06

87,32

85,87

89,00

внутриобластной поток

%

93,10

91,26

92,47

93,21

93,50

95,25

в том числе

Москва и Московская область

%

72,31

66,23

71,96

47,72

77,24

76,71

ФГУП "Почта Крыма"

межобластной поток

%

99,45

99,66

99,71

внутриобластной поток

%

84,87

92,10

96,62

91,62

96,89

95,26

Эти данные приведены на основе итогов контрольных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Как видно из Таблицы 2, идет улучшение качества работы – медленно, но верно. По внутриобластному потоку даже есть резервы по пересмотру контрольных сроков в сторону их уменьшения. Проблемой остается Московский регион, где из-за непродуманной логистики так и не удалось добиться качественных показателей.

При пересмотре контрольных сроков, необходимость которого уже перезрела, разработчикам в Минцифры России необходимо исходить из запросов общества, а не из имеющихся технологических возможностей АО "Почта России". Первичны в этом процессе именно контрольные сроки, потому что работа по их выполнению стимулирует развитие почтовых технологий и совершенствование почтовой логистики. Тот факт, что ввод в эксплуатацию АСЦ не отражается на качестве работы Почты России, является лишним доказательством отсутствия системности в этом вопросе.