Почта России: контрольные сроки доставки все длиннее
Шелихов заслуженный работник связи РФ, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
В 2022 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) издало новый приказ, которым утверждены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции.
Приведу сравнительную таблицу, в которой сведены все версии утвержденных контрольных сроков, начиная с 1996 г. (Таблица 1). Как видно из это таблицы (выделено жирным шрифтом), появились сроки пересылки на территории административных центров муниципальных районов и городских округов, восстановлены сроки пересылки между административными центрами муниципальных районов и городских округов в пределах своего субъекта, в систему контроля введен городской округ.
Таблица 1
Контрольные сроки |
1996 |
2006 |
2018 |
2022 |
|
средний контрольный срок между административными центрами субъектов и городами федерального значения |
дней |
6,34 |
7,06* |
7,5* |
7,5* |
на территории Москвы и Санкт-Петербурга |
дней |
2-3 |
3* |
3* |
3* |
на территории административных центров субъектов РФ |
дней |
2-3 |
3* |
3* |
3* |
на территории административных центров муниципальных районов и городских округов |
дней |
нет |
нет |
нет |
3* |
между административными центрами субъектов РФ и административными центрами муниципальных районов, городских округов своего субъекта |
дней |
2-4 |
3* |
3* |
3* |
между административными центрами муниципальных районов и городских округов в пределах своего субъекта РФ |
дней |
2-5 |
нет |
нет |
5* |
между административным центром муниципального района, городского округа и населенными пунктами в пределах этого района (округа) |
дней |
2-4 |
3* |
4* |
4* |
*с учетом дня подачи |
Идея разработчиков понятна и возражений не вызывает – для исключения манипулирования контрольными сроками необходимо ввести контролируемые этапы пересылки по всей территории субъекта РФ. Однако для полного счастья не хватает еще двух контрольных сроков:
- между административными центрами субъектов РФ и населенными пунктами этого субъекта;
- между населенными пунктами в пределах своего субъекта РФ.
Они требуются, потому что при суммировании контрольных сроков (при отсутствии прямых контрольных сроков) пересылка письма из одного населенного пункта в другой в пределах одного субъекта Федерации составит 15 дней. Для сравнения: из Москвы до Петропавловска-Камчатского установлен контрольный срок пересылки в 5 дней.
Идем далее – ни один из ранее введенных контрольных сроков между административными центрами субъектов РФ и внутри субъектов не был изменен разработчиками, хотя такая потребность существовала. Приведу факт, не поддающийся логике. В 2014 г. в составе Российской Федерации появились два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь, и в 2018 г. для них установили контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции. Средний контрольный срок для Севастополя и Симферополя по исходящей и входящей письменной корреспонденции составляет, соответственно, 9,55 и 8,56 дней (включая день подачи). Для сравнения приведу тот же показатель для более отдаленных субъектов: Анадырь – 8,38 дней, Биробиджан – 7,34, Петропавловск-Камчатский – 6,8 дней. Среди субъектов Российской Федерации ближе всех к Севастополю и Симферополю по срокам находится Магас (Республика Ингушетия) – 9,4 дня.
Зададимся вопросом – какими критериями руководствовались разработчики контрольных сроков в Минцифры России, устанавливая такие показатели для субъектов, расположенных в европейской части России – не в отдаленных или труднодоступных регионах, а в 2-3 часах полета из Москвы? Внятных объяснений не вижу, хотя ко времени разработки контрольных сроков прошло четыре года работы ФГУП "Почта Крыма" в составе единой почтовой связи Российской Федерации. Аналогичный вопрос и по Магасу, который расположен все в той же европейской части России, а не на Дальнем Востоке.
Приведу еще более странные примеры, выявленные при выборочном анализе контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции между субъектами Российской Федерации. Расстояние между Владикавказом и Магасом по автомобильной трассе 28 км, а контрольный срок прохождения письменной корреспонденции – 6 дней, расстояние между Грозным и Магасом по автомобильной трассе 96 км, а контрольный срок – 8 дней. Для сравнения, расстояние между Магасом и Ханты-Мансийском по прямой 2550 км, контрольный срок – 7 дней. Получается, что письмо из Магаса во Владикавказ двигается со средней скоростью 194 метра в час, а в Грозный – 500 метров в час. Интересно, в расчете на какой вид транспорта принимались такие контрольные сроки? Для справки: человек идет со средней скоростью 5000 м/час.
А вот вообще анекдотичный случай. Контрольный срок пересылки писем из Владикавказа в Грозный – 5 дней, а в обратную сторону – 6 дней. Это как в истории про крокодила – от носа до хвоста 5 метров, от хвоста до носа – 6 метров. Я понимаю, когда такое расхождение существует при пересылке писем на восток и обратно – расхождение будет за счет разницы в поясном времени. Но здесь-то в чем причина, да и расстояние между ними – всего 144 км по автомобильной трассе.
Введение в эксплуатацию автоматизированных сортировочных центров (АСЦ) не оказало никакого влияния на уменьшение контрольных сроков. В 2017 году Почти России ввела в строй АСЦ в Казани, в 2018 г. – АСЦ "Внуково-2", в 2021 г. – АСЦ в Новосибирске. Но ни по одному магистральному маршруту между административными центрами субъектов Российской Федерации контрольные сроки не были уменьшены. Возникает резонный вопрос: для чего создаются и эксплуатируются АСЦ, если снижения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции не происходит?
Таблица 1 показывает печальную тенденцию отсутствия за последние 26 лет повышения качества услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции. И такая тенденция неудивительна, поскольку в планах деятельности Минцифры России, принимаемых программах и стратегиях развития АО "Почта России" (ранее – ФГУП "Почта России") отсутствует задача по сокращению контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.
Про контрольные сроки поговорили, а что с их выполнением? Смотрим Таблицу 2.
Таблица 2
АО "Почта России" |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
межобластной поток |
% |
78,21 |
79,09 |
82,06 |
87,32 |
85,87 |
89,00 |
внутриобластной поток |
% |
93,10 |
91,26 |
92,47 |
93,21 |
93,50 |
95,25 |
в том числе |
|||||||
Москва и Московская область |
% |
72,31 |
66,23 |
71,96 |
47,72 |
77,24 |
76,71 |
ФГУП "Почта Крыма" |
|||||||
межобластной поток |
% |
99,45 |
99,66 |
99,71 |
|||
внутриобластной поток |
% |
84,87 |
92,10 |
96,62 |
91,62 |
96,89 |
95,26 |
Эти данные приведены на основе итогов контрольных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Как видно из Таблицы 2, идет улучшение качества работы – медленно, но верно. По внутриобластному потоку даже есть резервы по пересмотру контрольных сроков в сторону их уменьшения. Проблемой остается Московский регион, где из-за непродуманной логистики так и не удалось добиться качественных показателей.
При пересмотре контрольных сроков, необходимость которого уже перезрела, разработчикам в Минцифры России необходимо исходить из запросов общества, а не из имеющихся технологических возможностей АО "Почта России". Первичны в этом процессе именно контрольные сроки, потому что работа по их выполнению стимулирует развитие почтовых технологий и совершенствование почтовой логистики. Тот факт, что ввод в эксплуатацию АСЦ не отражается на качестве работы Почты России, является лишним доказательством отсутствия системности в этом вопросе.