Выручка холдинга VK по итогам II квартала увеличилась на 4% год к году при разнонаправленной динамике сегментов. EBITDA просела почти на 40%. Попытка войти на рынок электронной коммерции оказалась неудачной, а на рынке онлайн-образования и EdTech VK - безусловный российский лидер.
© ComNews
12.08.2022

VK представила финансовые результаты за II квартал 2022 г. Общая выручка VK по МСФО выросла на 11% год к году и составила 32,8 млрд руб. Общая скорректированная выручка выросла на 4% год к году и составила 31,1 млрд руб. Основным драйвером роста стала онлайн-реклама: выручка VK от рекламы выросла на 28% год к году и составила 14,3 млрд руб. Рекламная выручка увеличилась за счет притока рекламодателей в связи с ростом аудитории и ее вовлеченности на основных площадках VK. По данным Mediascope, охват "ВКонтакте" в июне составил 83% российской интернет-аудитории, причем 53% пользователей посещали платформу ежедневно. Время, которое пользователи проводят в соцсети, выросло на 7% с января по июнь 2022 г. Среди рекламодателей VK наиболее активным оказался сегмент среднего и малого бизнеса (СМБ). Рост количества платящих рекламодателей в сегменте СМБ во II квартале 2022 г. составил 89% год к году, а выручка VK от рекламы СМБ увеличилась в 2,5 раза.

Во II квартале компания запустила следующие продукты: российский магазин приложений RuStore, игровую площадку VK Play, отдельные мобильные приложения "VK Мессенджер", "VK Звонки", "VK Клипы", единую платформу для рекламодателей "VK Реклама". Новые запуски и агрессивное продуктовое развитие, направленное на рост аудитории, вовлеченности и увеличение выручки в будущем, привели к повышению расходов на персонал и маркетинг и, как следствие, сокращению EBITDA во II квартале. Численность сотрудников VK выросла на 13% год к году. VK также увеличил инвестиции в маркетинговое сопровождение запущенных продуктов.

Выручка сегмента "Социальные сети и коммуникационные сервисы" по МСФО выросла на 23% год к году - до 17,4 млрд руб. Рост сегмента ускорился относительно показателей I квартала 2021 г., когда выручка сегмента увеличилась на 9% в годовом исчислении до 14,6 млрд руб. Скорректированная выручка выросла на 22% год к году - до 17,2 млрд руб. Основными статьями дохода являются реклама и пользовательские платежи. "ВКонтакте" остается главным источником выручки и сохраняет лидирующую позицию среди социальных сетей в России. Средняя месячная аудитория выросла на 5,5% год к году и достигла 75,7 млн пользователей, средняя дневная аудитория выросла на 4,5% год к году и составила 49,1 млн пользователей. "VK Видео" во II квартале достиг рекордного уровня в 2,35 млрд просмотров в день.

Выручка сегмента "Игры" по МСФО во II квартале 2022 г. сократилась на 5% и составила 10,4 млрд руб. Скорректированная выручка сократилась на 17% и составила 9,2 млрд руб. Сокращение выручки связано с тем, что доходы этого сегмента номинированы в иностранной валюте, укрепление курса рубля оказало на них влияние. Число пользователей игр растет: средняя месячная активная аудитория увеличилась на 24,6% год к году и составила 26 млн пользователей. Скорректированный показатель EBITDA сегмента "Игры" во II квартале 2022 г. снизился до 600 млн руб. год к году.

Выручка сегмента "Образование" по МСФО выросла на 30% год к году - до 2,6 млрд руб. Скорректированная выручка выросла на 4% год к году - до 2,3 млрд руб. Убыток по скорректированной EBITDA сократился год к году и составил 400 млн руб. Уровень скорректированной маржинальности по EBITDA значительно улучшился год к году. Во II квартале 2022 г. показатель составил -16% в сравнении с -44% за аналогичный период 2021 г.

Скорректированная выручка и выручка по МСФО сегмента "Новые инициативы" сократилась на 9% до 2,5 млрд руб. во II квартале в основном из-за переноса учета рекомендательных систем из этого сегмента в "Социальные сети и коммуникационные сервисы". В связи с усилением инвестиционной активности в новые продукты скорректированный убыток по EBITDA увеличился до 3,1 млрд руб. Именно в рамках данного сегмента произведены запуски таких масштабных новых продуктов, как VK Play, RuStore, запущены "VK Мессенджер" и отдельные приложения "VK Звонков" и "VK Клипов". Выручка B2B-проектов, входящих в этот сегмент, превысила 1 млрд руб. во II квартале, что на 43% выше аналогичного периода прошлого года. Главным источником выручки остается VK Cloud Solutions, выручка которого удвоилась во II квартале год к году. Сервисы корпоративных коммуникаций показали самые высокие темпы роста, увеличив выручку в 6,5 раза во II квартале по сравнению с предыдущим годом. Ежедневные просмотры "VK Клипов" во II квартале выросли в 2,5 раза год к году и составили в среднем 688 млн. Количество опубликованных клипов увеличилось в 4,4 раза, а количество создателей контента - в 2,3 раза год к году.

Общая чистая прибыль по МСФО составила 3,6 млрд руб. Общий скорректированный чистый убыток компании составил 3,4 млрд руб. преимущественно из-за эффекта курсовых разниц. Общая скорректированная EBITDA VK сократилась на 37% год к году - до 4,2 млрд руб.

С учетом повышенного уровня макро- и геополитической неопределенности компания воздержалась от прогнозов.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын сообщил, что планка ожиданий от отчетности VK была поднята высоко. "В частности, конечно, ожидался значительный рост аудитории за счет Facebook и Instagram (Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены в России - прим. ComNews), а соответственно - и рост рекламной выручки. В общем-то, это и произошло, но впечатлило меньше, чем рост аудитории Telegram и рост рекламной выручки "Яндекса". В случае аудитории, возможно, просто сказываются масштабы VK: Facebook был менее популярен у нас. Дополнительное огорчение принесли игры - сегмент, в прошлом выручавший совокупную выручку. На этот раз против сыграл выросший курс рубля - при пересчете в рубли постоянная долларовая выручка выглядит снизившейся. Отдельную сложность добавляют списанные O2O-активы. При прежнем руководстве они считались очевидным направлением развития. Все тогда шли в электронную коммерцию, и VK тоже, под предлогом, что это очень большой рынок. Но этот рынок не только большой, но еще и высококонкурентный и низкомаржинальный. Если в онлайн-коммуникациях VK доминирует, то на рынок электронной коммерции он лишь пытался войти, и это требовало значительных инвестиций. Вполне вероятно, что новые акционеры в лице "Газпром Медиа" вообще не видят перспектив в этом направлении и постараются полностью освободиться от связанных с ним активов. Поэтому вычисления балансовой стоимости и прибыли в совместных предприятиях можно принять к сведению, но изучение их динамики никакого света на будущее VK не проливает. Можно лишь сделать вывод, что попытка войти на рынок электронной коммерции оказалась неудачной, и VK туда "не взяли". Наоборот, на рынке онлайн-образования и Ed-tech VK - безусловный российский лидер. Выручка холдинга вдвое превосходит выручку ближайшего преследователя. В то же время она в пять раз уступает и игровой, и рекламной выручкам, поэтому не может "утешить" инвесторов", - прокомментировал аналитик.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отметил, что общее направление в результатах сегментов VK соответствовало оценкам аналитиков компании. "Рост выручки рекламного бизнеса ускорился в несколько раз относительно предыдущего квартала, и компании удалось продемонстрировать улучшение рентабельности в сегменте коммуникаций и социальных сетей. В игровом бизнесе квартал ожидаемо был очень слабым по большей части из-за укрепления рубля. В прочих инициативах наблюдалась негативная динамика выручки и значительный рост затрат в связи с инвестициями в развитие новых проектов. Образовательные сервисы почти не показали роста на фоне слабого спроса, но улучшили рентабельность год к году. В совокупности группе удалось добиться незначительного роста выручки, а EBITDA просела почти на 40% год к году при увеличении затрат на персонал и маркетинг. Компания пока не предоставляет прогнозы и не будет проводить конференц-звонок. Наша рекомендация и целевая цена для расписок VK находятся на пересмотре, - комментирует аналитик. - Динамика направления интернет-рекламы оказалась заметно лучше, чем мы ожидали, и VK удалось в полной мере компенсировать падение рекламного рынка за счет увеличения контролируемой доли. Доходы от IVAS снизились почти на 9% год к году. Мы ранее отмечали, что изменение в платежных инструментах могло привести к замедлению роста, но влияние оказалось более сильным. Динамику выручки сегмента также поддержало включение в его структуру рекомендательных сервисов, которые до этого года учитывались в новых инициативах. Выручка рекомендательных сервисов выросла на 20% год к году и составила 341 млн руб. (2% выручки сегмента). После завершения сделки и приобретения "Дзена" рекомендательные сервисы станут одной из важнейших составных частей подразделения. Рентабельность EBITDA сегмента коммуникаций улучшилась как квартал к кварталу, так и год к году, что в компании связывают с сильной динамикой выручки и снижением вознаграждения партнеров. Компания сообщила, что ей удалось договориться о выкупе по конвертируемым облигациям на $400 млн с частью держателей на территории РФ. На момент публикации отчетности VK уже выкупили часть выпуска, но какой точно объем - не уточняется. Компания намерена продолжить выкупать облигации у держателей в России, а вопрос о выкупе облигаций вне РФ пока прорабатывается".

Аналитики Промсвязьбанка нейтрально оценили отчетность VK: последнее время темп роста выручки и операционная эффективность компании стабильно снижались в основном из-за игрового и других смежных сегментов. "Также у VK есть несколько убыточных совместных предприятий, таких как О2О или "Учи.ру". Из позитивных моментов отчета - это рост рекламных доходов на фоне перетока части клиентов из социальных сетей, запрещенных на территории РФ, в VK. Мы видим потенциал у компании в случае выхода из убыточных проектов и улучшения интерфейсов для рекламной монетизации - компания вполне может сделать продвижение в социальной сети ключевым источником дохода", - считают аналитики.

Новости из связанных рубрик