RPA обрусеет к 2024 году
Рынок роботизации бизнес-процессов будет ежегодно прирастать на 40-50%. Такие прогнозы сделали специалисты ИТ-компании ООО "ИБА". По словам специалистов компании ИБА, если в 2019 г. рынок RPA-систем оценивался в 1,5 млрд рублей, то в 2021 г. – в 16 млрд рублей, а к 2024 г. его объем может вырасти до 60 млрд рублей. "Схожая динамика роста рынка RPA-систем наблюдается и во всем мире. Переход на локальный софт вызван не только геополитикой. Существующие на рынке решения дешевле аналогов и привязаны к рублю. Реализация проекта даже с учетом миграции на другую RPA-систему принесет в перспективе минимум двукратную экономию. Российские компании также рассчитывают избежать рисков, связанных с продлением действия лицензий", - объясняют представители компании ИБА.
По их словам, "миграция" уже затронула многие сферы, причем активнее всего действуют банки, транспортники, крупные производители, телеком-операторы и ритейлеры. "Иностранных роботов, которые годами держали клиентов платными лицензиями, замещают отечественные. Спрос на них растет с каждым месяцем", - отметила пресс-служба ИБА.
По словам представителей компании, главное преимущество RPA-платформ локальных ИТ-компаний по сравнению с западными вендорами — это стоимость внедрения. "При покупке программы из реестра отечественного ПО не нужно платить НДС. Также при автоматизации "под ключ" нет платы за лицензию, и автоматизация становится дешевле в 2-3 раза по сравнению с зарубежными вендорами. А результат будет таким же качественным, ведь над каждым проектом работают высококвалифицированные специалисты", – отмечают эксперты ИБА.
Генеральный директор ИБА Владимир Лушников отмечает, что внедрение программных роботов не имеет жесткой отраслевой специфики. "Все отрасли, в которых за компьютером работает человек, вполне подходят и для "цифровых сотрудников". В первую очередь роботизации подлежат процессы, которые включают значительное число рутинных операций в бухгалтерии и финансовом блоке, документообороте, логистике, управлении персоналом", - объясняет он. По его словам, усложнение роботов и их интеллектуализация – основная перспектива развития отрасли. "Скорее всего, данная тенденция затронет интеллектуальную работу с документами: их автоматическую категоризацию и извлечение данных. Роботы уже активно применяются российскими банками, нефтегазовыми компаниями и ритейлерами. Потенциал для внедрения роботов есть в металлургии, медицине, а также в государственных структурах. Сейчас одна из главных задач для всего российского бизнеса — перенести уже функционирующих роботов на локальные платформы", - говорит Владимир Лушников.
Руководитель портфеля проектов центра компетенций прикладных решений "Т1 Интеграции" Олег Шварев считает, что скорее всего, переход случится даже раньше, чем предрекают специалисты компании ИБА. "Практически все лицензии подлежат обновлению раз в год и вряд ли многие закупали их впрок. Отказываться от показавшей свою эффективность роботизации никому не хочется, поэтому переход на российские решения уже идет очень активно и в ближайший год будет только набирать обороты", - считает он.
По его словам, RPA-системы хорошо показывают себя там, где для автоматизации процесса нужно внести изменения в несколько систем, в особенности, если эти системы между собой не интегрированы. "Это, наверное, можно назвать базовым кейсом. При этом иногда роботизация может иметь смысл и в рамках какого-то одного приложения, если его модификация связана со значительными затратами или поиском редких на рынке компетенций", - считает Олег Шварев.
По его мнению, российские RPA-системы с точки зрения функциональности уже умеют практически все, что могут их иностранные аналоги. "Особенно важно здесь то, что даже если есть какие-то функциональные пробелы, о них можно сообщить разработчикам и в ряде случаев увидеть нужные фичи уже в ближайшем обновлении – развитие отечественных платформ идет очень интенсивно. В части красивых интерфейсов, мобильных приложений для мониторинга процессов и прочих дополнительных возможностей, вероятно, российские платформы подтянутся, если рынок даст им соответствующий запрос", - отметил руководитель портфеля проектов центра компетенций прикладных решений "Т1 Интеграции".
Пресс-служба "МегаФон" сообщила о том, что оператор активно использует решения на базе RPA-систем, автоматизируя бизнес-процессы в самых разных подразделениях компании. "В частности, мы внедрили многофункциональных роботов для операторов технической службы поддержки, виртуальных помощников для финансистов и специалистов по продажам в корпоративном сегменте. В настоящее время мы прорабатываем расширение функционала классических RPA-платформ с несколькими российскими компаниями. Первые пилоты рассчитываем провести до конца текущего года", - рассказала пресс-служба компании.
Пресс-служба Теlе2 сообщила о том, что в компании активно используют возможности роботизации: на текущий момент применяют платформу Kryon, в Теlе2 работает более сотни роботов. "Мы рассматриваем роботизацию не только как один из способов автоматизации силами ИТ-департамента, но и как возможность бизнес-пользователей своими силами или с нашей помощью создавать роботов для решения собственных задач. Таким образом, мы можем достичь больших результатов в виде совокупного экономического эффекта от роботизации в рамках компании", - рассказали представители компании. По их словам, пока они находятся в стадии анализа рынка и возможностей для развития в целом. "Роботов в компании создают в том числе сотрудники не из ИТ-департамента, поэтому для нас важно, чтобы платформа имела низкий порог входа для нетехнических специалистов, как минимум в части создания несложных роботов. В любом случае решение мы будем принимать на основе совокупности факторов. Тем не менее мы видим, что темпы развития отечественных RPA-систем на текущий момент выше, чем у зарубежных аналогов. Это важно учитывать при выборе", - поделились представители Теlе2.