Анна
Каледина
17.06.2022

В России намерены пресечь деятельность мошеннических интернет-магазинов, которые вместо товаров отправляют покупателям мусор или предметы худшего качества. В таких случаях доставку осуществляют посылкой с наложенным платежом: клиент не может вскрыть ее, пока не оплатит. А после уже проблематично сделать возврат.

"Почта России" и Минцифры подготовили изменения в правила оказания услуг, которые позволят получателю вскрыть и проверить посылку до оплаты. Об этом "Известиям" рассказали в пресс-службах госкомпании и ведомства. Новая версия правил уже проходит регистрацию в Минюсте, уточнили в "Почте России".

Деньги вперед

В начале июня в письме на имя главы Минцифры Максута Шадаева эксперты проекта ОНФ "За права заемщиков" сообщили о большом количестве жалоб на обман в интернет-магазинах и призвали решить проблему. В этой схеме используется доставка с наложенным платежом.

"Человек не получает заказанный товар. <…> При этом гражданин не может отказаться от оплаты посылки, поскольку оплата наложенного платежа производится до ее вскрытия", — указано в обращении.

Как пояснила "Известиям" руководитель проекта "За права заемщиков" Евгения Лазарева, часто люди в посылках находят мятую бумагу, битое стекло, ветошь и другой мусор. Жалобы касаются покупок на страницах в соцсетях и в маленьких интернет-магазинах, уточнила она.

— С помощью таргетированного продвижения широко распространяются страницы и аккаунты интернет-магазинов модной одежды, обуви и техники по выгодным ценам, — рассказала эксперт.

По ее словам, маркетплейсам и коммерческим курьерским службам эту проблему давно удалось решить: оплата на счет продавца-отправителя зачисляется, когда потребитель соглашается принять этот товар.

Что касается "маленьких" продавцов, то некоторые из них изначально создаются не для торговли, а именно обмана. Часто их услугами пользуются люди, которые живут в населенных пунктах, где нет обилия торговых центров. А также те, кто хочет сэкономить, поскольку заявленные цены у таких продавцов ниже, да и зачастую они щедры на скидки и спецпредложения.

— Потребители делают заказ на таком аккаунте, а продавец в качестве условия отправления заявляет необходимость оплатить товар онлайн-переводом или наложенным платежом. Поскольку в первом случае нет гарантий, многие выбирают именно наложенный платеж, полагая, что это убережет от обмана. Но, к сожалению, по правилам "Почты России" нельзя открыть посылку до оплаты квитанции. После оплаты ни деньги, ни товар вернуть не получится, да и претензии к транспортировке посылки не предъявить, — рассказала Евгения Лазарева.

В теории после оплаты и получения товара гражданин может вскрыть посылку в присутствии работника отделения, что дает ему основание обратиться с претензией к отправителю. Но, как объяснили в ОНФ, у таких магазинов даже нет юридического или фактического адреса, номера телефона и других важных реквизитов. Да и из соцсетей такие продавцы исчезают по мере накопления жалоб от пострадавших. Сама же почта отвечает за доставку, а не за содержание посылки, если не оформлена дополнительная и весьма недешевая услуга "опись вложения". Но ее мошенники, естественно, не оформляют.

Еще один момент, который привлекает злоумышленников: на "Почте России" отправить посылку с наложенным платежом может любой гражданин. Транспортные компании обычно предоставляют такую услугу только юрлицам и владельцами интернет-магазинов на основе заключенного договора.

В письме ОНФ предложено изменить правила так, чтобы люди перед оплатой посылки могли убедиться в получении заказанного товара, а не хлама.

Сначала стулья

Как сообщили "Известиям" в "Почте России" и Минцифры, уже разработаны необходимые поправки в Правила оказания услуг почтовой связи, регламентирующие, как работают продукты оператора.

— Они позволят по желанию получателя вскрывать посылки до оплаты, — рассказали в пресс-службе госкомпании.

В Минцифры сообщили, что это право будет распространяться не только на самого адресата, но и на его уполномоченного представителя. Если клиент обнаружит в посылке мусор, хлам, ветошь или просто другой товар, то ничего оплачивать не будет, а посылка отправится обратно, пояснили в пресс-службе "Почты".

Новая версия правил сейчас проходит регистрацию в Минюсте России, добавили в компании. Правда, там не сказали, когда новые правила были отправлены на регистрацию. Можно предположить, что они вступят в силу в ближайшее время, поскольку процесс занимает около трех недель.

Безусловно, для потребителей это хорошая новость, поскольку, покупая "воздух" в коробке, им приходится платить не только за товар, но и комиссию за услуги почты.

Издержки защиты

Опрошенные "Известиями" эксперты считают, что изменение правил — позитивный шаг для потребителей, но усмотрели риски для самой "Почты России".

По мнению руководителя направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики "Сколково-РЭШ" Егора Кривошеи, за счет старых правил госкомпания исторически снижала риски, связанные с доставкой, поскольку отсутствие платежа — это издержки, которые идут в счет почты.

— Изменение правил снизит риски для потребителя, но, скорее всего, увеличит расходы самой почты, — отметил эксперт.

Действительно, если потребитель не получит заказанный товар и откажется платить, то почта лишается отнюдь не малой комиссии, которая предусмотрена для получателя. Кроме того, зачастую свои издержки по доставке отправители перекладывают на получателя, увеличивая стоимость наложенного платежа.

— При этом если в посылке не окажется товара, то она будет возвращена отправителю. Так происходит, если посылка не выкупается. Но если в случае с добросовестными отправителями им приходится компенсировать возврат, то мошенники вряд ли придут за воздухом в коробке, — продолжил Егор Кривошея.

Минимизировать риски, вскрыв и осмотрев посылку на стадии отправки, оператор тоже не может из-за норм, содержащихся в законе о почтовой связи.

Академический руководитель магистратуры "Менеджмент в ритейле" ВШБ ВШЭ Александр Лебедев согласился, что правила стоит адаптировать под изменяющиеся условия, улучшая качество сервиса. Но он считает, что важно предусмотреть механизм нейтрализации потребительского экстремизма.

— Импульсивные граждане могут заказать, а потом передумать, — аргументировал эксперт свою точку зрения. — Это, вероятно, приведет к общему росту цен для всех.

Ведь издержки оператор может компенсировать за счет роста общих тарифов, уточнил Александр Лебедев.

Новости из связанных рубрик