Кирилл
Пищальников

вице-президент по технической инфраструктуре
холдинга "ЭР-Телеком"
© ComNews
16.05.2022

Импортозамещение - термин, который каждый человек слышит чаще, чем свое имя. Как на это реагируют телеком-операторы, какие трудности испытывают и как планируют справляться - обо всем этом и не только ComNews узнал, побеседовав с Кириллом Пищальниковым, вице-президентом по технической инфраструктуре холдинга "ЭР-Телеком".

В 2018 году "ЭР-Телеком" запустил федеральную сеть IoT технологии LoRaWAN на оборудовании компании Actility. Каков сейчас географический охват у этой сети, сколько базовых станций установлено и сколько подключенных устройств в ней обслуживается? Каковы планы расширения сети LoRaWAN?

Федеральная сеть промышленного интернета вещей (IIoT) развернута нашей компанией в 54 городах России. Количество базовых станций в ней превышает 4000, обслуживая более 800 тысяч устройств. В конце 2021 года мы перешли с сервера французского производителя, с которым работали ранее, на информационный продукт собственной разработки. Таким образом, обеспечив необходимую локализацию и импортозамещение технологического оборудования.

Приносят ли проекты с использованием интернета вещей прибыль? Можете ли перечислить заказчиков коммерческих услуг сети LoRaWAN?

В 2021 году мы приобрели группу компаний "Лартех" - одного из ведущих инновационных игроков на рынке IoT страны. Сделка позволила нам существенно укрепить позиции в этом сегменте. За прошлый год общая прибыль по проектам в области интернета вещей превысила 1,2 млрд рублей.

Основные заказчики - ресурсоснабжающие и энергосбытовые компании, для которых внедрение системы на базе национального стандарта LoRaWAN RU позволяет экономически эффективно решить вопрос организации системы учета электроэнергии. Застройщики жилых комплексов используют решения, обеспечивая будущим жильцам современный уровень жизни. Работаем с операторами связи.

Совместно с партнерами мы реализуем проекты и предлагаем решения для умного города, систем мониторинга, включая экомониторинг, решения в области промышленного интернета вещей, организуем видеонаблюдение в местах размещения оборудования и многое другое

Операторы связи уже не первый год ищут точки роста вне телекома. Какие непрофильные для классического оператора связи направления оказались успешными для "ЭР-Телекома", а какие оказались невостребованными и пришлось от них отказаться?

Например, умные домофоны. Вначале мы пошли в рынок домофонов, потому что видели старые аналоговые устройства как привет из прошлого. Во многих городах по-прежнему если ты хочешь безопасности, то к старому домофону нужно еще в подъезде посадить бабушку, которая в конечном итоге не сможет решить возникающие проблемы.

Мы решили, что наши современные домофоны должны стать частью экосистемы и быть подключены к интернету. Затем - с облачным видеонаблюдением, для того чтобы клиенты могли пользоваться видеоинформацией не только в моменте, но просмотреть видеоархив в течение семи дней. Кроме этого, мы посчитали, что для родителей очень важно знать, как и когда ребенок пришел домой. Сегодня у них есть возможность подключиться к нашим домофонным панелям дистанционно, через мобильное приложение. Особенно это актуально для людей с престарелыми родителями.

Этот проект оказался успешным для холдинга, и сейчас число наших умных домофонных панелей, установленных на подъездах, превышает цифру в 50 тысяч.

Мы активно работаем на рынке облачного видеонаблюдения. Сегодня мы занимаем более 15% рынка в стране.

Также центры обработки данных - рынок уверенно растет, и эта тенденция будет продолжаться. Не исключено, что мы выделим его как отдельное направление бизнеса. Ранее мы приобрели компанию Linxdatacenter, занимающуюся данным видом бизнеса более 20 лет.

Есть ли в компании процессы, которые уже полностью автоматизированы и происходят без участия человека? Какие?

Мы активно автоматизируем работу нашей клиентской службы. Сегодня более половины обращений пользователей эффективно отрабатываются чат-ботами, сервис-гидами и другими роботизированными сервисами. Мы также частично автоматизировали процессы управления сетью. Это, например, активация и деактивация услуг и другие задачи.

Закончил ли "ЭР-Телеком" модернизацию сети, начатую в 2018 году?

Сегодня модернизировано более 85% нашей сети. Остальное планируем завершить после старта нового инвестиционного цикла.

Какова суммарная протяженность магистральной сети у "ЭР-Телекома"? Какая часть из этой суммы приходится на собственные кабельные линии, а какая - на арендованные каналы?

Общая протяженность магистральной сети с учетом приобретенных активов составляет 90,18 тысячи километров, из них 50% собственные. Также мы вышли на новые территории, запустили сеть в Европе, в частности в Стокгольме, Хельсинки и Франкфурте.

"Ростелеком" намерен построить новую магистральную линию связи с запада на восток России - TEA NEXT, и хочет продавать в ней темные волокна. Заинтересован ли "ЭР-Телеком" в покупке темных волокон в этой кабельной системе? Видите ли вы в целом перспективы применения в телеком-секторе подходов, распространенных на рынке недвижимости?

Да, видим перспективы, и нам это интересно, но речь идет о приобретении оптических волокон только на отдельных участках.

Однако участвовать в большом транзите Европа - Азия мы не хотим, так как в данном вопросе выигрывает только владелец кабельной инфраструктуры, возможно, арендаторы волокон смогут получить какой-то бизнес, но серьезно побороться за контракт с Китаем вряд ли получится.

Сейчас мы строим трассу через Монголию и Казахстан. Планируем зайти на этот рынок.

Какое значение "ЭР-Телеком" придает облачной инфраструктуре, какие облака предпочитает, создает ли собственные хранилища или пользуется услугами подрядчиков?

Мы используем private-cloud-решения на открытых технологиях в собственных дата-центрах. В апреле 2021 года мы приобрели одну из "дочек" голландской телекоммуникационной компании Linxdatacenter, у которой большой опыт в построении облаков, и надеемся на большие перспективы от совместной работы. С точки зрения расширения бизнеса холдинга - развитие дата-центров и облаков является сейчас ключевым направлением.

Год назад "ЭР-Телеком Холдинг", РФПИ и фонд Talos Fund I LP приобрели компанию "Связь ВСД" (Linxdatacenter), владеющую двумя ЦОДами и облачной платформой. Как купленные ЦОДы интегрированы в инфраструктуру "ЭР-Телекома"? Оба ли ЦОДа находятся в управлении "ЭР-Телекома"? Какое участие в этом бизнесе принимают две другие стороны?

Контрольный пакет у нас, две другие стороны участвуют на уровне совета директоров. Активы находятся в нашем стратегическом управлении, но при этом остаются отдельными компаниями со своими операционными моделями. Мы, как "ЭР-Телеком Холдинг", также пользуемся их услугами, в качестве арендатора вычислительных мощностей.

Готова ли ваша инфраструктура к развертыванию другими операторами сетей 5G?

Готова. В 2019-2021 годах мы провели масштабную модернизацию сети. В результате, теперь покрываем 2/3 домов в крупных городах России. Соответственно, в любой точке нашей сети мы можем предоставить сотовым операторам практически неограниченный канал связи для развертывания инфраструктуры, так как объемы пропускной сети, которые нужны нашим частным домохозяйствам, гораздо больше потребности базовой станции мобильного оператора, а это одно из ключевых требований для работы данной технологии. Еще качество и поддержка ряда сетевых технологий, но эти требования мы также готовы удовлетворить.

Единственное, развития коммерческих сетей 5G на данный момент у нас в стране, к сожалению, нет.

Есть ли специфика роста трафика в период пандемии COVID-19? И в период проведения специальной военной операции на Украине. Есть ли тенденции к снижению объемов данных?

Если говорить про данный момент времени, то после начала спецоперации мы увидели снижение трафика на 5-10%. В основном это связано с запретом работы Facebook и Instagram (признана экстремистской организацией) на территории РФ. Даже то, что многие используют VPN, не исправляет ситуацию. Во-первых, потому, что он не распространен так массово, как может показаться на первый взгляд. Во-вторых, он существенно ограничивает пропускную способность. Поэтому если у вас дома скорость 200-500 Мбит/с, то никакой VPN такой скорости не обеспечит. Эти шлюзы и серверы имеют ограничения, и их цель - не чтобы вы получали качественный и быстрый контент, а чтобы вы в принципе получали доступ до сайта или ресурса.

Если говорить про рост трафика сейчас и в период пандемии, то до марта 2020 года он увеличивался примерно на 25-27% в год. Когда произошел lockdown, трафик вырос практически в два раза в течение одного месяца. Летом 2020 года наблюдался незначительный спад, но к началу учебного года трафик снова пошел вверх. Уже в сентябре показатель в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил плюс 74% и продолжал расти вплоть до середины декабря. Если смотреть на показатели 2019 года, то к настоящему моменту прирост составил плюс 121%.

Как влияют законодательные инициативы на инвестиции и развитие вашей инфраструктуры - закон Яровой, "Суверенный рунет" и т.д.?

"Суверенный рунет" никак не влияет, так как закон исполняется при финансовой поддержке государства.

Закон Яровой, конечно, требует от операторов значительных инвестиций. Денежные средства, которые мы могли бы потратить на развитие и модернизацию сетей, направляются на закупку специального оборудования, позволяющего хранить большие объемы информации. К счастью, сейчас правительством принят ряд послаблений, позволяющих операторам снизить расходы на исполнение - разрешается не хранить видеотрафик обязательных телеканалов и официальных аудиовизуальных сервисов, а также не увеличивать емкость хранилища на 15% (постановление правительства №498 от 28.03.2022).

Ваша оценка перспективы развертывания спутникового интернета в России?

Это очень хорошо, если спутниковый интернет будет развиваться на территории России. Потому что до сих пор удаленные территории страдают от отсутствия мобильной связи и проводного интернета и испытывают неудобства в доступе к информации. Соответственно, качество жизни людей на этих территориях существенно ниже - они даже не могут получить данные о своем здоровье, записаться к врачу онлайн, воспользоваться возможностями портала государственных услуг РФ и т.д.

Предполагаю, что услуги спутникового широкополосного интернета будут значительно дороже и поэтому доступны не всем, но государство сейчас рассматривает инициативы по поводу субсидирования подключения к интернету отдаленных территорий. К сожалению, операторам невыгодно строить сети в удаленных локациях с низкой плотностью населения, потому что инвестиции в строительство сетей связи никогда не окупятся тем количеством клиентов, которые будут услугами пользоваться. В основном речь идет о малозаселенных территориях. И здесь на помощь старается прийти государство, даже не с точки зрения облегчить финансовую нагрузку операторам связи, а именно обеспечить возможность пользователям подключиться к услугам.

Мы сейчас не знаем, какую стоимость определит компания, которая запустит спутник. Идея была у российских производителей. Очевидно, что система не будет обеспечивать скорости интернета 100+, скорее всего, это будет технология до 100 Мбит/с. Как правило, стоимость спутникового терминала заградительная - 10-15 тысяч рублей. Сейчас сложно ее спрогнозировать, учитывая большую волатильность с оборудованием.

Но я думаю, что все получится.

Как на развитие вашей сети влияет импортозамещение? Как вы встречаете мировой дефицит полупроводников?

До 24 февраля 2022 года мы испытывали дефицит полупроводников - он заключался в увеличении сроков поставки. То есть, если мы хотели купить какое-либо телекоммуникационное оборудование, нам необходимо было крупные объемы бронировать примерно за полгода и затем ждать их производства. Тем не менее процесс шел, и было все понятно и прозрачно, просто планы становились более долгосрочными.

После указанной выше даты мы пока не знаем, с чем придется столкнуться, так как заказывать на следующий год лучше уже сейчас. Но многие производители временно приостановили отгрузки в Россию до выяснения деталей санкций. Мы также ждем прояснения.

К сожалению, российские производители не могут заместить всю номенклатуру используемого на наших сетях оборудования. Именно поэтому невозможно сегодня говорить о 100%-ном импортозамещении оборудования на сетях связи. Уже сейчас, как я понимаю, у российских производителей телекоммуникационного оборудования возникли проблемы ввиду того, что они используют в своем производстве чипы и микросхемы, изготавливаемые на заводах в Тайване. Крупные заводы по производству чипов тоже приостановили производство и отгрузку в РФ.

Однако любая сеть имеет запас прочности. Она не строится под текущую потребность, а строится под перспективное количество абонентов и трафика. Мы уверены, что год-два мы сможем "прожить" на текущих запасах - оказывать услуги без деградации, своевременно модернизировать сеть, поддерживать ее. Что будет дальше? Кто знает...

Сейчас мы активно работаем с отечественными производителями. Пробуем, тестируем, прорабатываем сроки поставки для того, чтобы нивелировать возможные последствия в будущем.

Какое наиболее знаковое событие в развитии вашей технологической инфраструктуры вы бы отметили по итогам 2021 года?

Мы построили первый сегмент сети по технологии XGS-PON, который позволяет предоставлять клиентам скорости до 10 Гбит/с и ориентируемся, что все будущие сети компании будут строится по этой технологии.

Также запустили сетевой оркестратор сети от компании Netcracker, усовершенствуем эту платформу. Она позволит нам автоматизировать большую часть операций на сети (изменения, активация, деактивация и т.д.) и существенно повысить качество управления сетью.

Сейчас это делается на простых сервисах, но уже в этом году мы автоматизируем 99% всех сетевых операций. Это существенно упростит запуск новых продуктов на нашей сети, позволит выстраивать новые цепочки сервисов и осуществлять provisioning cвсех сервисов в автоматическом режиме.

Какова ситуация с аварийностью в вашей сети? Есть ли зависимость числа аварий от объемов и роста трафика?

Нет, такой зависимости нет.

Мы следуем нашей стратегии по повышению отказоустойчивости сети. В 2019-2020 годах инвестировали значительные средства в это направление, строили резервы, обеспечивали системы бесперебойного энергоснабжения и т.д. Планомерно проделанная работа принесла свой результат. Год к году процент аварий сократился на 24%.

DDoS-атаки на ваши сети растут? Как вы им противодействуете? Как защищаете свою инфраструктуру и данные пользователей?

Да растут, особенно с конца февраля 2022 года, объемы атак и их количество увеличились кратно.

В компании создан центр информационной безопасности, который в большинстве случаев успешно справляется с подавлением вредоносного трафика на нашу сеть и клиентов.

Помимо этого, на базе накопленного опыта мы планируем и дальше развивать данное направление, а полученные знания и экспертизу использовать для создания новых продуктов в области информационной безопасности, чтобы затем выводить их на рынок.

Чего бы вы ожидали в качестве первостепенных мер поддержки от государства на данном этапе?

Минцифры РФ совместно с операторами связи разработали меры поддержки телекоммуникационной отрасли, к реализации которых необходимо приступить в самое ближайшее время.

Один из основных пунктов - субсидирование процентной ставки по кредитам, так как стоимость их обслуживания резко выросла. Центральный банк поднял ключевую ставку в два раза, по сравнению с ранее действовавшей. А так как по уровню инвестиций от выручки отрасль является одной из самых инвестиционноемких в России - 24%, то финансирование операционной и инвестиционной деятельности в большей степени осуществляется за счет заемных средств.

Решение данного вопроса помогло бы операторам связи продолжать обеспечивать развитие сетей связи, так как это является фундаментом цифровизации страны.