Установка "покупать российское" не упрощает жизнь вендорам
Матвеев
председатель совета директоров "СёрчИнформ"
Есть ли в России проблемы с защитным ПО, как бизнес справляется с экстренной миграцией на российские системы, есть ли у российских программ преимущества перед западными, а также каких мер поддержки компании ждут от государства? Поговорили об этом со Львом Матвеевым, основателем и председателем совета директоров "СёрчИнформ", отечественной компании - разработчика систем информационной безопасности.
Как показал опрос АРПП, уровень использования отечественных ИБ-решений превышал 90% еще до февраля 2022 года. Насколько это "средняя температура по больнице"? Какие сегменты наименее благополучны?
Опрос отражает реальное положение дел в большинстве сегментов. Во-первых, потому, что отечественные ИБ-решения всегда были сильны и составляли достойную конкуренцию западным вендорам на местном рынке. Во-вторых, импортозамещение в стране началось не вчера, многие успели обеспечить себя полностью отечественным софтом. Так, некоторые наши заказчики с легкой душой говорят: хорошо, что мы купили когда-то все ваши решения, не нужно сейчас экстренно что-то менять.
Если говорить о внутренней безопасности, наименее благополучен здесь сегмент SIEM и DCAP. Иностранные SIEM стоят почти у 60% заказчиков, все это кастомизированные системы, и, как правило, внедрения занимали у заказчика до нескольких лет. Мы собираемся сыграть серьезную роль в импортозамещении этого софта. С нашей "коробочной" SIEM, которая разворачивается на инфраструктуре заказчика от шести-восьми часов, мы сможем побороться с конкурентами.
Что касается DCAP, то мы были первыми, кто в 2019 году выпустил отечественный файловый аудитор. Сейчас некоторые конкуренты заявляют о выпуске DCAP, но я думаю, что пока это просто маркетинг, коллеги по рынку не обзавелись большими клиентами. Мы же можем предоставить кейсы реальных внедрений и работы нашего ПО на инфраструктуре в несколько тысяч ПК.
Президент России недавно подписал указ о запрете на закупку иностранного ПО для субъектов КИИ с 2025 года. Это правильно?
Я понимаю, чем продиктовано это решение, и, вероятно, без таких мер просто не обойтись. При этом в области ИБ для КИИ уже создано множество решений, которые готовы конкурировать с иностранным ПО и без запрета. Однако мы понимаем ситуацию и уже предложили российским организациям механизм по быстрой миграции на российские технологии в случае, если им срочно необходимо заменить ИБ-решение.
Что сейчас должно сделать государство, чтобы помочь легче пройти путь импортозамещения?
Я вижу, что это должны быть меры по двум направлениям: поддержка вендоров и поддержка заказчиков. Что касается разработчиков, государство вводит меры поддержки для ИТ-компаний. Кроме мартовского указа президента, в прошлом году уже были первый и второй пакеты мер поддержки.
Меры поддержки заказчиков - это субсидирование закупок необходимого ПО. Такое тоже есть, проблема в том, что у этих мер есть ограничения: под льготы попадают только МСП.
Но самое главное - это меры по развитию экономики, если компании будут чувствовать себя благополучно, сами придут и купят необходимый для работы софт.
Что могут сделать вендоры, чтобы помочь?
Многие российские вендоры стараются не повышать цены, дают заказчикам время согласовать бюджеты. Кто-то предлагает специальные условия по миграции с зарубежного ПО на отечественное.
Видя, как тяжело сейчас приходится компаниям, мы, например,
Ваше ПО написано на открытом коде или это собственная разработка?
Все наши продукты - собственная разработка. DLP-система "СёрчИнформ КИБ" - к примеру, единственное российское решение с собственным движком обработки данных SearchServer. Мы предпочитаем не использовать открытый код в наших решениях по двум причинам. Во-первых, это критично для безопасности, так как уязвимости в оригинальном коде мигрируют в продукт на базе этого кода. Во-вторых, в коммерческом решении клиент платит за уникальные функции, а уникальные функции равны уникальному исходному коду.
Сегмент российских SIEM довольно конкурентный. Чем обусловлен ваш выход туда?
Если система так проста и удобна, почему российские заказчики массово не перешли на нее?
Во-первых, к западным решениям просто привыкли и не хотят учиться работать с новым продуктом. Во-вторых, в некоторых компаниях установленные программы закупались на десятки миллионов, а потом еще кастомизировались, годами дорабатывались под конкретные нужды, интегрировались с другим внутренним ПО. Это стоило немалых денег. ИБ-специалистам бывает сложно согласовать бюджет повторно, даже если появилось решение получше.
Тем не менее у нас есть множество кейсов, когда компании переходили с западной на нашу SIEM. Заказчики отмечали скорость развертывания и получения первых результатов, простоту создания правил корреляции. Сейчас у отечественных заказчиков появилась возможность "переехать" на нашу систему по цене техподдержки, не оплачивая повторно лицензии. Я думаю, желающих будет достаточно.
Давайте обсудим ситуацию на российском рынке DCAP. Почему вы решили разрабатывать отечественное решение, когда рынок был прочно занят западными системами?
На
Ваш FileAuditor повторяет функционал западных систем или имеет оригинальные возможности?
Мы и здесь пошли по своему пути, а не повторяли чужой. Только наш FileAuditor - настоящее средство контентного разграничения доступа. Система сама анализирует файл и принимает решение - показать его пользователю или нет, запретить ли действие с ним.
Во всех DCAP-системах оценивается атрибут файла, в котором прописаны параметры доступа. Проблема такого подхода в том, что любой пользователь с доступом может взять секретный документ, сохранить его в другом формате, перенести в папку общего доступа - и там его сможет посмотреть любой желающий. В случае с нашим FileAuditor такое не пройдет.
Второе существенное отличие - у нас реализована возможность блокировать доступ и пересылку конфиденциальных файлов в любых приложениях. Конкуренты этого не могут.
Для российского пользователя существенным преимуществом станет и лучшая поддержка кириллицы, чем у иностранных аналогов.
Проще или сложнее стало работать на российском рынке в изменившихся условиях? Какие появились новые возможности, какие риски создает новая ситуация?
Что сейчас у заказчиков установка "покупать российское" - не упрощает жизнь вендорам. По крайней мере среди решений по внутренней безопасности - конкуренция между российскими программами чуть ли не жестче, чем на международном рынке. У нас много сильных конкурентов в DLP и SIEM, так что - нет, проще не стало.
Более того, если заказчикам сложно, то эти сложности отражаются и на вендоре. Мы же не просто поставляем продукт и забываем о клиенте. У нас постоянно на связи с заказчиком менеджер, специалист техподдержки, специалист внедрения. В сложные времена мы еще больше погружены в задачи клиента. Сейчас компании меняют ИТ-инфраструктуру - ПО, сетевое оборудование ушедших вендоров на новое. А это новые уязвимости, новые каналы передачи данных, новые интеграции, новые политики безопасности… Многим заказчикам приходится на ходу перестраивать защиту или даже полностью заменять и защищающий софт. Чтобы четко решать эти проблемы, нужна слаженная работа вендоров, ИТ- и ИБ-департаментов, которые должны все это запускать и думать, как защитить.