Российское ПО к санкциям готово
После того как президент РФ Владимир Путин признал независимость Донецкой и Луганской народных республик и заявил о начале проведения военной операции на Украине, Запад объявил, что не оставит без ответа данный шаг и уже готовит санкции. Президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров считает, что среди них одним из самых болезненных может оказаться запрет на импорт высокотехнологичной продукции в Россию. Он напомнил, что санкции в отношении поставки и поддержки ПО введены еще в 2014-2015 гг. после Крыма. "Тогда государство много сделало для обеспечения технологического суверенитета в области ИТ. И хотя при этом было допущено много ошибок - в частности, не было организовано стимулирование взаимодействия поставщиков и потребителей ПО для платформенного замещения ПО, - почти по всем сегментам ПО критическая зависимость от импорта устранена. В результате темпы роста экспорта ПО (компьютерных услуг) в 2014-2016 гг. были стабильными на уровне 11-13%", - рассказал президент НП "РУССОФТ".
По его мнению, с большой долей вероятности санкции затронут импорт электроники и прежде всего электронных компонентов. "Ввести санкции по отношению к ПО будет сложнее, к тому же такие санкции будут очень хорошо стимулировать российское государство и бизнес к импортозамещению и широкому использованию Open Source. В результате сочетания этих двух факторов зависимость России от иностранного ПО оказывается существенно ниже, чем зависимость от импорта аппаратной части, прежде всего электронных компонентов, - говорит Валентин Макаров. - Конечно, для всей отрасли ИТ введение санкций будет очень ощутимым, но они же станут и стимулом для развития. Сейчас к запретам работы иностранных клиентов с российскими ИТ-компаниями могут добавиться запреты на операции с рядом российских банков, через счета которых проводятся платежи по экспортным контрактам. Это будет новой проблемой, которую все же можно будет преодолеть за счет международной кооперации".
Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин прокомментировал: "Как мы сейчас понимаем, государственная политика выстраивания цифрового суверенитета и перехода на преимущественное использование отечественного ПО в течение последних восьми лет велась в правильном стратегическом русле. Реестр отечественного ПО впервые заработал в 2016 г., и сегодня в нем уже насчитывается почти 13 тыс. программных продуктов по всем классам ПО. Это позволяет говорить о готовности России к любым вызовам в части замещения иностранных программных продуктов на отечественные. Однако мы обеспокоены тем, как складывается ситуация в сфере защиты субъектов КИИ. К сожалению, в некоторых сферах экономики, где государство требует обеспечивать безопасность - в соответствии с законом о КИИ, - зависимость от зарубежных решений остается достаточно высокой. В случае ужесточения внешних мер нам будет необходимо в самые сжатые сроки сконцентрировать усилия по переводу субъектов КИИ на отечественные решения, в том числе заложить время на обучение кадров работе с российским ПО и перенастройку бизнес-процессов в целом".
Директор по специальным программам компании ICL Services Андрей Крехов считает, что если говорить о возможных санкциях в отношении российских софтверных компаний, то сейчас все зависит скорее от воли и желания США пойти на жесткую конфронтацию с Россией. "Держать в современном мире технологическую изоляцию, подобную той, в которой находился Советский Союз, можно, но пока это выглядит больше словесным устрашением. Да, можно отключить онлайн-сервисы и обновления, ограничить доступ к маркетплейсам с российских IP, можно даже закрыть физический доступ к компонентной базе. Но кейс с Ираном показал, что в современном мире есть альтернативные пути. Поток товаров в Иран был переориентирован и проходит через фирмы ОАЭ. Иранцы выстроили новые связи с миром, - рассказал Андрей Крехов ComNews. - Если говорить непосредственно о запрете на софт, то здесь США также могут пойти на серьезные технические санкции, которые будут выглядеть как старая система ограничений на экспорт Советского Союза - КОКОМ. Поставка лицензий на различный софт может быть включена в повестку. На первом этапе блокировка может быть по SaaS-модели, возможно, запретят поставки лицензионных ключей и отключат от обновлений. И на первых порах для российской отрасли это будет чувствительно. При этом стоит сказать, что российские компании какое-то время смогут жить без обновлений и выстраивать безопасность поверх рабочего функционального контура ПО или банально использовать прокси-модель закупки лицензий. Критические секторы мы уже обезопасили".
Андрей Крехов уверен, что в среднесрочной перспективе это удар США по своему же BigTech, который сейчас доминирует во всех секторах ПО. "Ограничивать себя определенными географиями - значит со временем их полностью потерять, так же как и доверие тех, кто сейчас не под секторальным давлением, но будет искать альтернативу текущему американскому доминированию. Думается, мы еще увидим все баталии внутренних американских противоречий и выступления крупного бизнеса против таких санкций. Про санкции много говорили, занимались их планированием. Но это неравнозначно их введению завтра. Следует просчитать риски, заручиться поддержкой всех заинтересованных сторон. У американцев до сих пор нет уверенности с позиции их эффективности. Самыми эффективными считаются быстрые санкции, которые наносят большой урон. Санкции, растянутые по времени с неясными эффектами, не устроят тот же американский BigTech", - полагает директор по специальным программам компании ICL Services.
Наиболее вероятной ему видится ситуация, когда будет создана новая система, аналогичная КОКОМ, и будут искать варианты ограничений, на которые пойдут как представители американского BigTech, так и Россия с Китаем. "Стоит не забывать, что сейчас крупный игрок на этом рынке - Китай. И пойти на жесткую конфронтацию по ИТ с Россией - значит отзеркалить проблему и на Китай. Да, санкции могут быть жесткими, но не критическими. В среднесрочной перспективе ситуация будет больше зависеть от того, как мы выстроим свою экономику в новых условиях. "Добыть" высокотехнологичную продукцию - не вопрос, вопрос - как и на что ее со временем заменить, устранив зависимости от импорта", - отметил Андрей Крехов.