Фулфилмент срывает кассу
Более 65% российского рынка фулфилмента составляют заказы, проданные на маркетплейсах и обработанные по модели FBS (Fulfillment by Seller, продажи со склада поставщика). Среди операторов фулфилмента не менее 60% приходится на пять крупнейших компаний - "Арвато", "Бета ПРО", eSolutions, "Маршрут", СДТ. В 2021 г. лидеры росли существенно медленнее меньших по размеру операторов - некоторые из них увеличили объемы в несколько раз.
Медианный рост количества клиентов у 29 крупнейших фулфилмент-операторов составил 30%, а количества обработанных заказов - 37%. Некоторые компании выросли по количеству клиентов и заказов в несколько раз.
Значительная доля фулфилмента приходится на маленькие неизвестные компании, работающие преимущественно с маркетплейсами и зачастую находящиеся в серой зоне. Именно эти игроки обеспечивают потенциальную возможность быстрого роста рынка. 67% фулфилмент-операторов работают с маркетплейсами.
Для большей части операторов фулфилмент является основным или единственным видом деятельности: 40% компаний этот вид услуг приносит более 75% выручки. Для 36% компаний это менее значимая деятельность - вклад услуг фулфилмента в выручку не превышает 25%.
В 2021 г. многие эксперты сходятся во мнении, что развитие региональных фулфилментов началось и в дальнейшем будет ускоряться.
Ведущий аналитик направления "Логистика" Data Insight Наталия Крупенина ожидает, что в 2022 г. активный рост рынка продолжится.
"Спрос на услуги фулфилмента очень велик и существенно превышает предложение. Значительная доля фулфилмента сейчас приходится на маленькие компании, которые обслуживают таких же маленьких клиентов и зачастую находятся в серой зоне. Существование большого количества таких игроков обеспечивает возможность роста рынка в ближайшее время", - отмечает Наталия Крупенина.
"Электронная коммерция и так быстро развивалась, а в последние полтора года получила очень сильный толчок в результате пандемии. По нашим оценкам, только за первые три месяца после начала пандемии появилось более 10 млн новых покупателей, и большинство из них продолжило покупать в интернете. Заказы в интернете стали более привычными, люди стали относиться к ним проще - продукты и бытовые товары теперь тоже заказывают в интернете, не боятся совершать предоплату", - подчеркивает Наталия Крупенина.
Она отмечает, что сейчас рынок фулфилмента менее консолидирован, чем еще два года назад. Во-первых, распространение модели FBS у маркетплейсов привело к росту числа игроков, а во-вторых, есть компании, которые быстро развиваются, и можно ожидать, что в ближайшее время они присоединятся к лидерам рынка.
"Сотрудничество с маркетплейсом сильно упрощает старт - компания получает практически гарантированный поток заказов. Благодаря маркетплейсам магазин получает возможность работать во всех регионах и обеспечить качественную доставку. Среди минусов - потеря индивидуальности и возможности индивидуального подхода к клиентам. Свой сайт дает возможность рассказать историю бренда и представить сотрудников, использовать нестандартные описания товаров. Многие магазины с небольшим ассортиментом говорят, что на маркетплейсах их товары теряются среди десятков и сотен аналогичных. Кроме того, маркетплейсы диктуют условия продажи, и, не развивая другие площадки, магазин оказывается полностью зависим от этих условий", - отмечает Наталия Крупенина.
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал подчеркивает, что фулфилмент помогает бизнесу (особенно небольшому, без огромного штата сотрудников) передать часть работ сторонней организации. При этом, отмечает он, можно сконцентрироваться на более важных стратегических задачах (увеличение производства и продаж, повышение их качества, создание сервиса для повышения стоимости товара, разработка дополнительных услуг и конкурентных преимуществ и т.д.).
"Рынок однозначно будет расти. Уже сейчас очевидно, что сильный рост оборотов и прибыли маркетплейсов вызовет бум на такие услуги. И малый частный бизнес будет все больше брать компании, которые на аутсорсе будут предоставлять услуги фулфилмента, высвобождая силы и время ретейлеров для увеличения оборотов", - считает Павел Сигал.
Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко отмечает, что делегирование части процессов стало одним из ключевых факторов эффективности работы и малого, и крупного бизнеса.
"Особенно важно разгрузить часть работ, связанных с упаковкой товаров и логистикой. В условиях нестабильной эпидемиологической ситуации в стране у профессионалов, которые занимаются этими процессами, мониторят рынок, изучают ограничения и ослабления карантинных режимов, выполнить эти задания все равно получится лучше, качественнее и дешевле", - считает Иван Самойленко.
"Фулфилмент облегчает многие маркетинговые задачи. Например, при выходе на маркетплейсы магазин экономит на создании сайта и привлечении клиента, но сталкивается с жесткой конкурентной борьбой. В ней выигрывает тот, кто готов предоставить самые выгодные условия. Например, быструю и бесплатную доставку в любую точку города или страны. Чтобы достичь этого и не разориться, сама логистика тоже должна быть экономной. Что и позволяет сделать фулфилмент за счет комплексного предоставления услуг для онлайн-магазинов - это основной плюс сегмента", - отмечает Иван Самойленко.
"Минусом на данном этапе может стать недостаточная квалификация и малый опыт компании, которые могут спровоцировать задержки и негативные отзывы клиентов. Пока это новое, но уже довольно сильно востребованное направление, и в будущем его роль будет расти, а компании, оказывающие такие услуги, - занимать долю на рынке", - подчеркивает Иван Самойленко.