"Ростелеком" разорвало на кластеры
Среди направлений, которые компания также планирует выделить в отдельные кластеры, - стриминговые сервисы, кибер-игровой бизнес, интеллектуальные телеком-сервисы, а также такой неочевидный проект как "Цифровой регион".
О создании стоимости за счет перехода к сегментно-кластерной модели управления вчера на онлайн-встрече с инвесторами и аналитиками рассказали топ-менеджеры "Ростелекома". Старший вице-президент - финансовый директор ПАО "Ростелеком" Сергей Анохин также заявил, что на пятилетнем горизонте, с 2020 г. по 2025 г., компания намерена вдвое нарастить свободный денежный поток и более чем в два раза – величину дивиденда на акцию (дивиденды "Ростелекома" по итогам 2020 г. составили 5 рублей на одну обыкновенную акцию – прим. ComNews).
По данным Bloomberg на 11 ноября 2021 г., на которые сослался президент "Ростелекома" Михаил Осеевский, капитализация компании составила 320 млрд руб., а EV – 860 млрд руб. Однако оценка менеджмента "Ростелеком" по итогам 2021 г. выше: стоимость собственного капитала компании составит 380 млрд руб., в EV – 940 млрд руб. При этом 82% стоимости предприятия обеспечит основной телеком-бизнес "Ростелекома", 11% придется на ЦОД и облачные решения, 5% принесут услуги ИБ, а 2% даст направление "Цифровой регион". В 2025 г. "Ростелеком" надеется довести капитализацию до 1,63 трлн руб., а EV – до 890 млрд руб. При этом компания рассчитывает, что к тому времени доля основного телеком-бизнеса в EV сократится до 58%, вклад ЦОД и облачных решений вырастет до 18%, ИБ будет приносить 9%, "Цифровой регион" - 3%, а 12% стоимости предприятия дадут новые направления деятельности.
По данным Сергея Анохина, в 2019-2020 гг. в направления бизнеса, которые планируется выделить в цифровые кластеры, "Ростелеком" вкладывал примерно по 9 млрд руб. в год, что составляло 8% от всей его инвестиционной программы. В 2021-2025 гг. эти вложения возрастут до 15 млрд рублей ежегодно, что будет означать 12% от объема корпоративной инвестпрограммы.
Львиную долю инвестиций в цифровые кластеры за пятилетку, начавшуюся в 2021 г., - 9,3 млрд руб. из 15 млрд руб. в год - "Ростелеком" направит в ЦОД и облачные сервисы, "Цифровой регион" будет ежегодно получать по 2,7 млрд руб., ИБ - по 2 млрд руб., а прочие кластеры - по 1,2 млрд руб. Ставка на "Цифровой регион" выглядит удивительно: с момента анонсирования в октябре 2019 г. (см. новость ComNews от 21 октября 2019 г.) этот проект постоянно сдвигался вправо из-за отсутствия источников финансирования. Как сообщил ComNews источник, близкий к Минстрою РФ, в ближайшее время это министерство перезапустит ведомственный проект "Умный город", что полностью торпедирует "Цифровой регион". Глава одной из дочерних компаний "Ростелекома" полагает, что под "Цифровым регионом" компания подразумевает прямые контракты с муниципальными властями на элементы Smart City (от "умных остановок" до энергосервисных контрактов).
Генеральный директор ООО "Центр Хранения Данных" ("Ростелеком-ЦОД") Павел Каплунов сообщил, что в 2020 г. выручка возглавляемой им группы компаний составила 28,6 млрд руб.; ее обеспечили 2500 клиентов, а 25% от суммы принесли внутренние заказы материнской компании. В 2025 г. "Ростелеком" намерен нарастить выручку кластера "ЦОД и облачные решения" до 75 млрд руб., принести ее должны более 5000 клиентов, а на материнскую структуру придется лишь 15% дохода. Свыше 1/3 выручки от ЦОД и облаков в 2025 г. "Ростелеком" рассчитывает получить от среднего и малого бизнеса: B2B-клиенты с объемом услуг 10-100 млн руб. в год должны принести ему 20% выручки по данному направлению, а B2B-клиенты, ежегодно покупающие услуги менее чем на 10 млн руб. - 15%.
При этом Павел Каплунов назвал существенно больший размер CAPEX на 2021-2025 гг., чем его коллега Сергей Анохин. Если по словам последнего инвестиции в кластер "ЦОД и облачные решения" в этот период составят 9,3 млрд руб. в год, то есть 46,5 млрд руб., то глава "Ростелеком-ЦОД" объявил размер капзатрат своего направления на пятилетку с 2021 г. в размере 75 млрд руб. Павел Каплунов уточнил, что 32% от этой суммы пойдут на расширение сети дата-центров, а 36% - в облачную платформу.
Вице-президент по информационной безопасности "Ростелекома" Игорь Ляпунов напомнил, что направление ИБ в компании началось в мае 2018 г., с поглощения профильной компании Solar Security (Игорь Ляпунов был тогда ее генеральным директором и совладельцем). "За счет синергии с основным бизнесом "Ростелекома" мы получили фантастические результаты, наращивая выручку на 2 млрд руб. в год", - заявил Игорь Ляпунов. Действительно, в 2018 г. выручка ООО "Солар Секьюрити" составила 2 млрд руб., в 2019 г. – 3,9 млрд руб., а в 2020 г. – 8,4 млрд руб. В 2018 г. "Ростелеком" заплатил за 100% долей в Solar Security 1,5 млрд руб. Как подчеркнул Игорь Ляпунов, если оценить компанию по той же методике сейчас, она стоит как минимум в 10 раз больше.
До сих пор, несмотря на хайп, российский рынок ИБ рос на 5-7% в год. Но "Ростелеком" ожидает кратного роста в данном сегменте на горизонте пяти лет. В частности, по оценке Игоря Ляпунова, в 2022 г. этот рынок вырастет на 9,6% (до 108,2 млрд руб.), а в 2023-2025 гг. годовые темпы роста при базовом прогнозе составят 6,6-6,9%, что доведет объем рынка до 131,8 млрд руб. к 2025 г. Но существует и оптимистический прогноз, согласно которому рынок ИБ в России вырастет в 2023 г. на 7,8%, в 2024 г. – на 9%, а в 2025 г. – на 10%: в этом случае его объем достигнет к 2025 году 140,5 млрд руб.
"Ростелеком" рассчитывает нарастить выручку от направления ИБ с 9,2 млрд руб. в 2021 г. до 30,6% в 2025 г. (что означает CAGR на уровне 27%). Стратегическая цель компании на период 2021-2025 гг. - быть игроком №1 на российском секторе ИБ с рыночной долей до 25%. Запланированный объем инвестиций "Ростелекома" в направление ИБ на 2021-2025 гг., по словам Игоря Ляпунова, составит 23,9 млрд руб. Это также существенно больше, чем назвал финдиректор "Ростелекома" Сергей Анохин (по 2 млрд руб. в год, итого 10 млрд руб.). Инвестиционное развитие "Ростелекома" в направлении ИБ будет фокусироваться на разработке собственных продуктов и технологий, а также на M&A (ныне на этом 100-миллиардном рынке в РФ действует около 70 игроков).
Михаил Осеевский вчера впервые раскрыл сумму вложений менеджмента "Ростелекома" в его акции. "Более 400 базовых руководителей компании являются участниками опционный программы. Мы получаем часть бонусов в акциях. Менеджменту принадлежат акции на сумму более 10 млрд руб. Мы сами заинтересованы в росте капитализации, увеличении дивидендных выплат", - заявил президент "Ростелекома". Таким образом получается, что менеджмент "Ростелекома" сообща контролирует 3,13% акций компании.
Топ-менеджеры "Ростелкома" не назвали сроков предполагаемого вывода новых кластеров на IPO (как следует из канвы вчерашней онлайн-встречи с инвесторами и аналитиками, это произойдет не ранее 2025 г.). На вопрос о планах вывода на IPO компании "Ростелеком-ЦОД" Михаил Осеевский ответил, что это зависит от ситуации на рынке и намерений партнера "Ростелекома" по этому бизнесу – ВТБ. Банк ВТБ стал владельцем 44,8% долей ООО "Центр Хранения Данных" в декабре 2020 г., заплатив 35 млрд руб. (см. новость ComNews от 25 декабря 2020 г.). Условия той сделки предусматривают возможность первичного размещения акций "Ростелеком-ЦОД" в течение трех лет, то есть до конца 2023 г.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отмечает, что по мнению финансового рынка телекоммуникационные компании превратились в поставщиков коммунальных сервисов, и дальнейших перспектив роста у них нет. "Если соглашаться с таким мнением, значит, следует урезать издержки, то есть максимально автоматизировать собственные операции. В США сырьевом и коммунальном бизнесе на работника приходится миллион и более долларов выручки. А в ИТ таких компаний две - Apple и Facebook. Средняя по ИТ выручка на сотрудника в Соединенных Штатах - около $300 тысяч в год. В то же время ИТ-компании оцениваются очень высоко. Получается парадоксальная ситуация - у телекомов выручка больше, чем у ИТ-компаний (в том числе и в США, если не считать исключение в виде Apple), и сотрудников у них тоже больше, а рынок оценивает их намного дешевле. Причиной, разумеется, является вера рынка в будущие прибыли ИТ, и неверие в будущие прибыли операторского бизнеса", - подчеркивает Леонид Делицын.
"Поскольку операторам тоже требуется, чтобы рынок оценивал их дороже (на этом настаивают акционеры и представляющие их директора в совете директоров), они ищут, как убедить рынок, что они больше не операторы, а ИТ-компании. Но рынок в это не очень не верит. В США телекомы покупали медийные компании и объявляли рынку, что они больше не операторы связи, а TMT-холдинги. Рынок этого не оценил. Теперь TMT-холдинги в США продают свои медийные активы и пытаются позиционировать себя как ИТ-компании. У нас сразу несколько операторов решили, что можно убедить рынок оценить их дочерние компании после отделения намного дороже, чем в составе холдинга. Выделять в отдельные компании будут облачные сервисы, башенный бизнес, а если у оператора есть успешный банк, то и банк", - отмечает Леонид Делицын.
"Но оглушительного успеха ждут не от бизнеса, а от его оценки. Операторы надеются, что рынок оценит новые компании намного дороже, чем части оператора. Возможно, выделенные "дочки" будут стоить больше, чем сами компании. Но, безусловно, телекомы имеют право надеяться, что их пакеты акций в дочерних компаниях будут стоить дорого (в абсурдной ситуации, как в случае Yahoo! - больше, чем сами телекомы)", - отмечает Леонид Делицын.
По его мнению, в рамках кластеров в "Ростелекоме" будут активнее всего развиваться облачные сервисы и ИБ.