Смартфон на месяц
На первом этапе проекта сервис МТС запустился в Москве и области, а для шеринга доступны смартфоны Apple — iPhone XR, 11, 12 и 13. По результатам пилота будет принято решение о масштабировании услуги на другие регионы и об увеличении ассортимента аренды устройствами от других брендов.
Ежемесячная стоимость услуги зависит от модели смартфона и длительности аренды. Например, стоимость подписки на iPhone 11 128 ГБ стоит 4200 руб. в месяц, а на iPhone 13 Pro Max 128 ГБ — от 8900 руб.
Аренду получится продлить в любой момент — чем дольше клиент пользуется устройством, тем дешевле обходится услуга.
На старте проекта доступен шеринг девайсов на срок от 1 до 12 месяцев. После завершения аренды пользователь может вернуть смартфон или продлить услугу. Клиент не несет ответственности за небольшие дефекты, возникающих в процессе использования. Допускаются потертости и мелкие царапины. Для защиты гаджета от сильных повреждений или случаев кражи, можно оформить страховку, которая увеличивает стоимость аренды на 20%.
Партнером МТС сервиса по аренде смартфонов стала компания Arenter, специализирующаяся на аренде оборудования. Генеральный директор Arenter Сергей Степанов рассказал ComNews, что пилотный проект запущен на шесть месяцев. "Мы видим несколько целевых групп клиентов: пользователи, которые тестируют новый гаджет, пользователи, которые хотят перейти с одной операционной системы на другую (Android vs iOs), "партаймеры", которым смартфон нужен на короткий период времени, - например, под проекты (командировки, таксисты, курьеры). Ответственность за фрод и сохранность товара несет платформа (Arenter). С партнерами работаем по модели revenue sharing", - рассказал он.
Представитель пресс-службы МТС рассказал, что оператор предоставляет партнеру возможность использовать ресурсы и трафик интернет-магазина МТС. "Закупка оборудования, доставка, риски и прочие затраты лежат на партнере, - подтвердил он.
"Сервис просит указать паспортные данные и привязать карту, чтобы удостовериться в надежности клиента и провести его скоринг. Если скоринговая система дает низкую оценку клиента, то в таком случае аренда возможна только после внесения залога, чтобы снизить риски, - рассказывает представитель пресс-службы МТС. - Сервис может быть востребован среди молодежи, которой сейчас не интересны кредиты и постоянные обязательства".
Сергей Степанов сообщил, что команда видит возможность занять до 10% рынка потребителей смартфонов.
Из остальных игроков "большой сотовый четверки" "МегаФон" сообщил, что запустит подобный сервис, в Tele2 сказали, что им это пока не интересно, а "Билайн" уклонился от ответа.
Генеральный директор "МегаФон Ритейл" Владимир Скурихин рассказал: "Мы запустим сервис аренды смартфонов в ближайшее время. Он не будет ограничиваться последними моделями iPhone – покупатели смогут арендовать устройство любого бренда. Услуга будет доступна во всех регионах страны".
В Tele2 пока не видят целесообразности в запуске сервиса по аренде смартфонов. "Хорошие скидки на покупку оборудования и система trade-in позволяют нашим клиентам обновить смартфон и без участия аренды, получая его в собственность без каких-либо дополнительных условий. Формат аренды мы распространили на портативные зарядные устройства: клиенты могут взять в салонах Tele2 power bank в аренду через приложение и вернуть его на любой другой станции с зарядными устройствами. Спрос на аренду ежемесячно прирастает на 15-20%", - прокомментировала пресс-служба Tele2.
В пресс-службе "Билайна" ответили: "Такой услуги у нас действительно сейчас нет. Мы стараемся рассказывать о запусках новых предложений по факту, но не о планах".
В " М.Видео-Эльдорадо" услуги по аренде смартфонов не предоставляют. "При покупке смартфона клиентам "М.Видео-Эльдорадо" доступны на данный момент рассрочка и программа trade-in. В рамках развитиях финтех-платформы планируем добавить сервис по подписке на гаджет. Клиент вносит регулярный платеж и при выходе нового устройства производит обмен, - рассказали в пресс-службе М.Видео-Эльдорадо. - Рассрочка – один из удобных способов расчетов, фактически, покупатель фиксирует текущую стоимость, получает необходимый гаджет сразу, а платит за него в течение нескольких месяцев. В рамках программы trade-in посетители розничных магазинов "М.Видео" могут сдать в trade-in устройство любого бренда и получить скидку до 55 тыс. руб. на покупку нового с помощью автоматизированной оценки – состояние старого телефона и размер скидки на новый определяет специальное ПО. В этом году количество покупок в рамках обмена старого смартфона со скидкой на новый увеличилось примерно вдвое. Величина скидки зависит от модели, состояния сдаваемого смартфона и выбранного устройства для покупки".
Руководитель службы по связям с общественностью Inventive Retail Group (сеть фирменных магазинов re:Store) Людмила Семушина рассказала, что re:Store предлагает клиентам программу re:Store | upgrade. "Сервис позволяет за минимальную сумму в месяц пользоваться свежим флагманом, обновляя его ежегодно и экономя таким образом 30–40% его стоимости. Подписав договор на 12 месяцев, клиент пользуется устройством, постепенно выкупая его. После всех платежей остаточная стоимость составит около 40% от первоначальной, и у клиента появляется возможность обменять прежнее устройство на новую модель бесплатно, не выплачивая остаток. Именно так клиент экономит до 40% и всегда пользуется новым флагманом, - пояснила она. - Что касается решения операторов, то сейчас сложно оценивать его популярность - требуется время для того, чтобы объяснить как это работает клиентам, и внедрить его повсеместно. Но главная задача, зачем подобный сервис вводится, понятна - операторы ищут новые способы перетянуть на себя мобильный трафик владельцев дорогих смартфонов, которые потребляют его в наибольшем объеме, по сравнению с другими. Если решен вопрос, каким образом будут потом реализованы подержанные смартфоны, кто и как будет нести ответственность за поломку, утрату или повреждение аппарата, то будет интересно посмотреть через год на итоги работы данного сервиса".
Аналитик "Фридом Финанс" Антон Скловец считает, что цену аренды смартфона можно считать приемлемой, т.к. аренда телефона на 12 месяцев близка к полной цене розничной покупки.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын прокомментировал: "Потенциальные клиенты – молодая активная часть общества. Инновационные гаджеты обычно дорогие и могут быть недоступны для индивидов с высоким потенциалом. В январе СМИ обсуждали интервью популярного тиктокера Дани Милохина о том, как в семнадцатилетнем возрасте он позаимствовал iPhone5 у товарища. Будущий кумир миллионов понимал, что гаджет на замену товарищ купить не сможет, но тогда это его не остановило, а теперь он раскаивается. Теперь, во-первых, следующий выдающийся блогер сможет удовлетворить желание срочно овладеть новым айфоном, не причиняя боль товарищу. Он сможет арендовать его за 8,9 тыс. руб. в месяц вместо того, чтобы покупать за 129 тыс. руб. Во-вторых, товарищ сможет утешиться ровно тем же способом, то есть арендовать телефон вместо украденного, и родители его не заругают", - моделирует вероятную ситуацию Леонид Делицын, объясняя, почему покупатель решит воспользоваться услугой аренды.
"Есть и другая категория потребителей – это лидеры мнений, - говорит он. Известна классификация всех людей по их отношению к новинкам. Первыми на новое набрасываются так называемые "инноваторы". Они напоминают экстравагантных миллионеров, и цена для них роли не играет. Но вот за ними новинку опробуют лидеры мнений, которые тоже не бедные люди, но при этом часть их имиджа – это рациональность и расчетливость. В отличие от инноваторов, которым все равно, что о них думают, лидер мнений хочет выглядеть идеально в глазах своих последователей. Зачастую он восхищает окружающих не только умением первым приобрести новинку, но еще и сделать это с большой скидкой. И вот для таких людей возможность взять новый дорогой гаджет в аренду на пару месяцев, освоить его, укрепить свой авторитет, а потом поступить по обстоятельствам – отличный вариант, которым они обязательно воспользуются", - прокомментировал Леонид Делицын.
Он предполагает, что проблема аренды смартфона состоит в безопасности данных и привычке использования. "Пользуясь устройством два месяца, мы наполняем его необходимой информацией. Авторы проекта рассчитывают, что мы никогда уже не расстанемся с этим гаджетом, и так и будем за него платить или вскоре выкупим. В таком случае он обойдется нам дороже, чем если бы был куплен сразу. Переплаченные деньги можно уподобить затратам на страхование. Мы ведь страхуемся от несчастных случаев в путешествиях – в данном случае ненужный гаджет аналогичен несчастному случаю", - говорит аналитик.
Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман прокомментировал: "Пока здесь можно говорить об эксперименте, но в целом мы видим расширение шер экономики. Цена использования в течение года будет примерно сопоставима с ценой нового телефона, так что тем, кто собирается брать в аренду надолго, имеет смысл посчитать издержки. В целом же определенная категория людей начинает мыслить категориями шеринга, а не покупки, даже со смартфонами, и им проще потратить деньги на месяц аренды, чем сразу платить крупную сумму за дорогую модель".