Фото: "Нетрика Медицина"
Фото: "Нетрика Медицина"
Игорь
Башков

коммерческий директор компании "Нетрика Медицина"
Телемедицинские технологии расширяют возможности диспансерного наблюдения пациентов, которые проходят длительное лечение, в том числе от хронических заболеваний.
16.08.2021

В 2021 году в необходимости цифровизации российского здравоохранения не сомневается уже никто. Пандемия COVID-19 не просто подхлестнула развитие рынка ИТ-медицины, но и донесла почти до каждого пациента, что цифровые технологии помогают быстро и качественно получать помощь. Об этом и многом другом в интервью Comnews.ru рассказал Игорь Башков, коммерческий директор компании "Нетрика Медицина".

"Нетрика Медицина", а ранее "Нетрика", уже 10 лет на рынке ИТ-здравоохранения. Что происходит сейчас в компании, и какие ее решения наиболее востребованы?

– Мы начинали 10 лет назад как разработчики медицинских информационных систем регионального уровня. Уже тогда нам была очевидна потребность в обмене данными между информационными системами, как уже созданными, так и еще только создаваемыми.

Сегодня наша экспертиза позволяет нам включать в цифровой контур региона самые разные программные продукты и собирать сведения не только из государственных, но и частных клиник и смежных ведомств, быстро создавать новые подсистемы в самые короткие сроки, не теряя при этом в качестве. Например, мы создаем региональную подсистему "Онкология" совместно с компаниями "Техлаб" и "БизнесКомпьютер", с компаниями "СОЦ-Информ" и "Решение" – подсистему "Мониторинг беременных". У наших клиентов всегда есть выбор. Развивать экосистему медицинских информационных систем – наш стратегический приоритет.

Какие новые сервисы появились в 2021 году?

– В 2021 году Минздрав России поставил задачу по организации новых сервисов для пациентов на портале Госуслуг. Мы разработали пять подсистем, которые помогают решить эту задачу. Во-первых, запись на все виды вакцинации – не только от COVID-19, но и от гриппа, кори, полиомиелита и пр. Во-вторых, запись к врачу-специалисту в рамках диспансерного наблюдения. Теперь люди с хроническими заболеваниями смогут в плановом порядке записываться на прием, минуя терапевта. Следующий сервис – прикрепление к медицинскому учреждению онлайн. Четвертый сервис связан с идентификацией граждан. Если человек обратился за медицинской помощью в другом регионе, наша система сможет проверить его данные, такие как номер полиса, с помощью запроса в адрес интеграционной подсистемы организации оказания государственных услуг в сфере здравоохранения МЗ РФ.

И последний сервис, о котором хочется сказать, это запись по направлению. Сейчас, имея на руках направление в какую-либо медицинскую организацию, пациент должен или дозвониться в регистратуру или, чаще всего, обязательно приехать лично, чтобы получить заветный номерок к специалисту. Наш сервис передает направление в электронном виде. Оно регистрируется на региональном уровне в общем перечне всех направлений. Пациенту достаточно будет зайти на портал Госуслуг или на региональный портал и записаться по направлению в нужное учреждение онлайн – ехать никуда не нужно.

Все перечисленные сервисы, кроме сервиса идентификации, должны быть подключены до конца года в 20% лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) каждого региона. Решение по идентификации должно охватить 100% ЛПУ.

Сегодня Минздрав ожидает от регионов активных действий по организации передачи юридически значимых документов в федеральный сервис Реестр электронных медицинских документов (РЭМД). На 2021 год запланировано создание около 40 типов новых документов. Эти данные нужно будет вносить в МИС, регистрировать их на уровне региона и передавать на федеральный уровень. Соответствующая возможность появится в нашей интеграционной платформе в этом году.

Как обстоит дело с сервисом Электронный рецепт?

– Да, есть у нас и такое решение. Это система работы с лекарственными назначениями, которая свяжет в единый процесс врачей, пациентов, аптеки, медицинские организации и упростит тем самым их взаимодействие. Активно ведем работу по подключению информационных систем медицинских организаций и аптек к этой системе.

Как продвигается сотрудничество с частными клиниками, которое вы начали относительно недавно?

Работа с частными клиниками – особое направление, им занимается компания "ЭлНетМед" – B2B направление "Нетрика Медицина".

В этом году спрос на наши услуги существенно вырос. Одна из причин – новые требования к получению медицинской лицензии. Для ее получения клиника должна обеспечить размещение данных в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Эту задачу решает интеграционная платформа N3.Health, что помогает коммерческим клиникам успешно пройти перелицензирование.

Частные медорганизации уже давно испытывают потребность в подключении к региональным процессам и присоединению к цифровому контуру. Например, частные лаборатории, которые работают в ОМС, подключились к региональной ГИСЗ в Санкт-Петербурге. В результате на портале "Здоровье Петербуржца" (gorzdrav.spb.ru) граждане могут посмотреть результаты лабораторных исследований на COVID-19 и не только, проведенных и в государственных, и в коммерческих лабораториях.

В чем специфика информатизации медучреждений в России? Почему у нас невозможно использовать зарубежные решения?

– Зарубежные решения не используются в России по одной простой причине: есть постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". И тут ничего не добавить, не прибавить.

Как повлияла на спрос ИТ-продуктов в здравоохранении пандемия?

– Пандемия подчеркнула важность ведения различных регистров. Сначала это был регистр заболевших COVID-19, сейчас регистр вакцинированных. Для автоматизированного формирования регистров мы разработали специальный продукт – "N3.Регистровая платформа", который динамически формирует регистры на основе информации интегрированной электронной медицинской карты.

Стало востребовано все, что касается дистанционного взаимодействия с врачами, многие регионы пытались в той или иной мере внедрять телемедицинские консультации. Подсистема "Телемедицинские консультации" (совместное решение компании "Нетрика Медицина" и АО "Концерн "Вега" холдинга "Росэлектроника") уже используется в Санкт-Петербурге, Новгородской, Кемеровской, Архангельской областях, Республике Алтай, Краснодарском и Хабаровском крае.

Телемедицина в условиях пандемии используется для замены повторных посещений. В Санкт-Петербурге это работает так: после первого приема – на дому или в поликлинике – врач назначает время дистанционного приема, в назначенное время пациент заходит на портал "Здоровье петербуржца" в личный кабинет пациента, в раздел "Чат с врачом" и начинает общение. На дистанционной встрече пациент может рассказать о ходе лечения и результатах, а врач принять решение – достаточно ли удаленной консультации или нужно назначить очный прием.

Телемедицинские технологии расширяют возможности диспансерного наблюдения пациентов, которые проходят длительное лечение, в том числе от хронических заболеваний. Кроме того, дистанционный формат удобен при восстановительном лечении, когда врач и пациент долго взаимодействуют, например, при реабилитации после тяжелой операции

В пандемию вырос спрос на BI-платформу "N3. Аналитика" – это набор инструментов и технологий для сбора, анализа и обработки данных. С его помощью можно быстро формировать аналитические отчеты в любых разрезах – по всем заболевшим, умершим, выздоровевшим, в каких больницах они находятся, с какими диагнозами, с какими осложнениями. Если раньше данные просто копились, то теперь стало понятно, что нужно показать их и использовать для принятия управленческих решений. У кого был такой инструмент аналитики, тот оказался на коне. Остальные не знали, что происходит. В целом пришло понимание – насколько это важно и нужно.

Другой пример – просмотр результатов лабораторных исследований в личном кабинете портала записи на прием к врачу. В Петербурге сервис работает уже около пяти лет. Именно в пандемию он стал очень востребованным: не нужно лишний раз ходить в поликлинику за результатами анализов. Сдал тест и можешь прямо на сайте узнать, есть COVID или нет.

В июне "Нетрика Медицина" совместно с МИАЦ СПб проводила IV межрегиональную конференцию "Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения". Какие выводы вы сделали для себя по ее итогам? Какие задачи на ближайшее время поставлены перед компанией?

– Конференция прошла очень успешно. Об этом говорили все участники. Мы, как организаторы, получили массу благодарностей. Формат мероприятия позволил задать открытые вопросы и получить на них честные ответы, которые волновали абсолютно все регионы. Планируем проводить конференцию и в будущем.

Мы видим, что наши решения востребованы – они используются в 20 субъектах РФ в качестве региональных ГИСЗ, а также в МЗ РФ и ФМБА. Количество заказчиков растет. Будем держаться выбранного курса и продолжать приносить пользу организаторам здравоохранения, врачам и пациентам.