Рынок Smart TV продемонстрировал рост
Такие данные приводятся в исследовании компании J’son & Partners Consulting.
Как отмечается в исследовании, увеличение продаж относительно 2019 г. связано с несколькими основными причинами. Во-первых, возросла популярность легальных видеосервисов. Режим самоизоляции явился дополнительным фактором роста их популярности, когда многие российские сервисы открыли бесплатный или по специальной цене доступ к своим библиотекам. Вторая причина - расширение ассортимента умных телевизоров и их функций. Устройство из простого телевизора превращается в центр проведения досуга для всей семьи. В-третьих, снизилась средняя цена устройства. В-четвертых, произошла быстрая адаптация розничных сетей к форс-мажорным условиям.
На период 2021-2024 гг. J’son & Partners Consulting прогнозирует рост продаж (CAGR 5-6%), и к 2024 г. ожидается, что наличный парк Smart TV в России превысит отметку в 50 млн штук. Рост будет обусловлен улучшением экономической ситуации в мире и России, уменьшением цены на Smart TV, повышением покупательной способности населения и ростом спроса на легальное видео.
По оценке группы "М.Видео-Эльдорадо", в 2020 г. штучные продажи всех телевизоров на российском рынке увеличились на 16% до 7,9 млн штук. В денежном выражении динамика составила также порядка 16%, а объем рынка достиг около 180 млрд руб. Доля моделей со Smart TV в штуках увеличилась до 65% (плюс 9% год к году) и 85% в деньгах (плюс 7%). Рост продаж сегмента составил плюс 33% в штуках и плюс 28% в деньгах.
Как отметили в пресс-службе "М.Видео-Эльдорадо", проникновению телевизоров со Smart TV способствует растущая доступность технологий, расширение ассортимента в нижнем и среднем ценовых диапазонах, сборка большого количества телевизоров на территории России, тренд в период пандемии на повышение комфорта в доме, а также увеличение объема контента для просмотра и развлечений. Лидером среди брендов в категории стал Samsung.
Руководитель группы закупок ТВ и аудиотехники "Ситилинк" Егор Панин отмечает, что Smart TV в денежном выражении уже занимает около 85% продаж всего рынка телевизоров.
"В прошлом году в России продано около 5,5 млн Smart-телевизоров. Это на 32% больше, чем в 2019 г. В денежном выражении на рынке сегмент вырос на 28%. Эта доля будет и дальше увеличиваться, в основном за счет продаж телевизоров высокой четкости 4K Ultra HD и 8K. Потенциал умных телевизоров еще не раскрыт россиянами полноценно, потребители только начинают привыкать к многообразию контента и простоте его поиска, преимуществам и удобствам голосовых ассистентов. Появление новых Smart-платформ, таких как "Яндекс ТВ" и "Салют ТВ" от Сбер, также поспособствует росту доли Smart TV", - отмечает Егор Панин.
"При этом мы ожидаем, что в этом году на рынке не будет наблюдаться роста продаж в деньгах, что связано со значительным ростом стоимости телевизионных панелей, подорожанием и дефицитом полупроводниковых компонентов, а также многократным ростом стоимости доставки комплектующих из Китая", - подчеркивает Егор Панин.
Как рассказали в пресс-службе Ozon, пик роста популярности Smart TV пришелся на 2020 г. - штучные продажи умных телевизоров выросли в 4,5 раза по сравнению с 2019 г., а телевизоры с операционной системой составили 61% от всех проданных экранов против 33% годом ранее.
Драйвер роста популярности Smart TV - повсеместный переход на удаленку и желание потреблять контент в высоком качестве без дополнительного оборудования - телеприставок, игровых консолей или компьютеров, подчеркнули в пресс-службе Ozon.
"В I квартале 2021 г. рост доли Smart TV сохранился - они составляют уже 78% от проданных телевизоров, прогноз J’son & Partners мы считаем оптимистичным, а к 2024 г. рассчитываем, что 90% всех телевизоров будут иметь на борту операционную систему", - сообщили в пресс-службе Ozon.
Там подчеркнули, что несколько лет подряд лидером среди операционных систем на телевизор является Android TV (используется в нескольких моделях Sony, Sharp и других компаний) - его доля в I квартале 2021 г. составила 44%. На втором месте Samsung с Tizen OS (20%) и LG с WebOS (15%).
Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев отмечает, что рост популярности Smart TV связан с удобством, широким функционалом, возможностью использовать телевизор как иные электронные устройства (например, экран компьютера), прямым доступом в интернет и т.д.
"Насколько активно будет развиваться направление? Настолько, насколько хватит денежных средств у потенциальных потребителей. Smart TV - вещь действительно удобная. Сейчас сдерживающим фактором является падение доходов населения. Как только оно приостановится, спрос на Smart TV очень быстро восстановится. И будет расти до тех пор, пока на рынке не появятся какие-то принципиально новые девайсы, более интересные потребителю", - подчеркивает Алексей Коренев.
"Функцию Smart TV можно сравнить с использованием, к примеру, планшета. Данная технология дает аналогичные возможности и телевизорам, функционал которых становится значительно шире. К примеру, еще недавно YouTube можно было загружать только с ноутбука или мобильного устройства, но сейчас эта функция стала доступна и телевизору, ряд других функций получили схожее развитие. Поэтому облегченный доступ к дополнительному развлекательному контенту вызвал интерес пользователей. Ряд производителей считал, что пандемия сократит спрос на использование технологии Smart TV, но даже в этих непростых условиях была обратная динамика", - отмечает аналитик "Фридом Финанса" Антон Скловец.
Эксперт считает, что популярность рынка Smart TV сохранит динамику роста в пределах 10-15% в среднем за год в номинале подключений на ближайшие несколько лет. Первой причиной является то, что рынок в данной технологии все еще недооценен и пуст. Вторым драйвером роста будет выступать сохраняющаяся разобщенность производителей телевизоров - по сей день нет единой площадки (у каждого производителя свои предложения и свой магазин).