Ан­на
Сап­ры­кина

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
22.03.2021

В минувший вторник во вре­мя пресс-зав­тра­ка пре­зидент НП "ГЛО­НАСС" и соруководитель ра­бочей груп­пы НТИ "Авто­нет" Алек­сандр Гур­ко заявил, что в этом году группе предстоит завершить формирование основного каркаса нормативной базы для национальной сервисной телематической платформы "Автодата", которая приз­ва­на кон­со­лиди­ровать дан­ные из ав­тотран­спорт­ной и дорожно-тран­спорт­ной сфе­ры.

Мало кто из автолюбителей знает, какие именно данные генерирует его автомобиль и какие из них изымает автопроизводитель, а также как он их использует. Во многих случаях человек либо, не задумываясь, ставит галочку, что он готов делиться этими данными, либо, как правило, не обращает на это внимания. При этом очевидно, что объемы генерируемых автомобилями данных будут расти ускоренными темпами.

Это происходит потому, что радикально меняется то, как люди проводят время, находясь в автомобиле. Раньше человек садился в автомобиль и занимался управлением транспортным средством, если он был за рулем, или смотрел в окно - если ехал на пассажирском месте. Сейчас же нахождение в автомобиле можно скорее сравнить с нахождением в мультимедийном центре. Различная электроника, которая мониторит техническое состояние авто, а также автоматизирует некоторые аспекты процесса вождения, и сама генерирует данные, и способствует тому, что человеку (даже за рулем) все меньше нужно "отвлекаться" на управление автомобилем, а значит, в поездке он может посвятить больше времени потреблению контента, который умное авто будет принимать и передавать. По мере развития беспилотных систем ручеек данных, генерируемых транспортным средством, превратится в мощный поток. Беспилотный автомобиль будет на постоянной основе обмениваться информацией с дорожной разметкой, соседними автомобилями, запрашивать информацию о дорожной обстановке, погоде и т.д. По оценкам экспертов, беспилотный автомобиль может генерировать от 4 до 12 терабайт данных в день.

По словам Алек­сандра Гур­ко, платформа "Автодата" будет вводиться в опытную эксплуатацию в 2022 году. По сообщению спецпредставителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, "Автодата" - это один из немногих примеров, где Россия может стать мировым лидером.

Вопросов, однако, к этому проекту остается много. Дело даже не в том, что данный проект подается под старым соусом "догнать и перегнать Запад". По заявлению Александра Гурко, учредители стремятся, чтобы регулирование рынка автоданных позволило защитить интересы автовладельца и человек смог осознанно отдавать эти данные концернам-производителям или иным лицам в обмен на некий сервис либо в обмен на деньги, что в конечном итоге может привести к снижению стоимости автомобиля или к сокращению ежемесячных издержек на его содержание. Для этой благородной цели решено учредить биржу автомобильных данных AutoDataPlace. "Это подпроект о том, как дать человеку возможность заработать деньги на данных, которые генерирует его автомобиль", - рассказал Александр Гурко.

Цель - действительно благородная, особенно учитывая, что на данный момент автоданные собираются производителем по умолчанию, что противоречит принципу "все, что произведено на купленном оборудовании, должно принадлежать тому, кто это оборудование приобрел", то есть автовладельцу. Однако возможность продавать свои данные на бирже вызывает большой вопрос, потому что для реализации данных на бирже потребуются услуги многих посредников, чтобы собрать, передать, хранить, обрабатывать, защищать данные и т.п. Потому не исключено, что конечная сумма, которая дойдет до автовладельца, будет символической.

В то же время не исключено, что создание платформы "Автодата" приведет к повышению стоимости автомобиля. Так как пока нет единых стандартов для оборудования по передаче данных с автомобиля и единых форматов данных, у каждого производителя они свои. Для консолидации на платформе "Автодата" потребуется унификация данных. Не исключено, что для этого автопроизводителей или дилеров на законодательном уровне обяжут комплектовать продаваемые авто неким сертифицированным оборудованием, что в конечном счете может привести к увеличению цены на автомобиль.

Кроме всего сказанного, по словам Дмитрия Пескова, платформа "Автодата" должна быть "прозрачной для любых контролирующих органов". Таким образом, автовладельцу предоставляется выбор, который звучит примерно так: автомобилист может выбрать, какой именно коммерческой структуре он готов передать свои данные, и, кроме того, в обязательном порядке к данным с его авто будут иметь доступ всяческие "контролирующие органы". Вопрос же (если мы действительно говорим о выборе) должен звучать следующим образом: хотите ли вы вообще передавать данные с вашего авто кому бы то ни было?

Если развитие автомобильной промышленности будет и дальше происходить в том же ключе, что и сейчас, а российское регулирование того, кто получает доступ к автоданным, будет реализовано по принципу "государство - обязательно, коммерческие структуры - по желанию владельца, но тоже обязательно", то не исключено, что реализовать свое право не делиться данными автовладельцу можно будет только одним способом - пересесть на ржавые "Жигули" или старую иномарку. Возможно, это даст новый импульс развитию такой важной сферы экономики 1990-х годов, как перегонка подержанных иномарок из Европы, и мы снова увидим обширные авторынки под открытым небом взамен автосалонов.

Очевидно, что нормативная база по автоданным необходима, потому что на данный момент на этом рынке правил нет, как нет и устоявшихся игроков. Однако не стоит снова сводить регулирование к иллюзии выбора, где владелец авто по факту должен всем и всё по умолчанию. Потому что, если человеку принадлежит транспортное средство, ему без всяких условий должны принадлежать и все данные, которые оно генерирует. А доступ к этим данным автовладелец может предоставить кому-либо только по собственному (желательно выраженному в письменной форме) желанию, осознанно и без давления со стороны - из серии "не согласны отдавать данные - не продадим вам автомобиль".