Мы хотим создать лучшую телекоммуникационную сеть в России
Пищальников
директор по технической инфраструктуре АО "ЭР-Телеком Холдинг"
О том, как автоматизировать процессы на сети, подготовить ее к 5G и использовать большие данные для контроля оттока абонентов, рассказал корреспонденту ComNews директор по технической инфраструктуре, член правления АО "ЭР-Телеком Холдинг" Кирилл Пищальников.
Как организована и развивается магистральная сеть "ЭР-Телекома"?
- В 2011 году мы начали строить собственную магистральную сеть. Изначально проект был полностью на арендованной инфраструктуре. Основными партнерами "ЭР-Телекома" в этой части были "ТрансТелеКом". Затем мы посчитали экономическую эффективность и поняли, что строить собственную сеть будет выгодно, и начали поэтапное строительство. На сегодняшний день 50% сети построено на собственной инфраструктуре, а резервные сети мы продолжаем арендовать у операторов связи. "ЭР-Телеком" арендует сети у ТТК, "Ростелекома", "МегаФона" - в общем, у всех крупных операторов. У нас есть программа развития сети, и каждый год "ЭР-Телеком" покупает определенные участки, строит, устанавливает собственное оборудование. Наша цель - иметь 60% собственной сети. Мы оцениваем экономическую эффективность: имеет смысл строить свою сеть, когда есть определенный объем трафика. Если трафик накапливается на участке сети, например между городами, то мы инициируем там строительство собственной сети и получаем от этого экономический эффект. На собственную сеть затраты условно постоянные, а на арендованных каналах связи приходится постоянно увеличивать затраты на аренду каналов с ростом трафика. Общая протяженность сети - 58 тыс. км.
Как вы подготавливаете опорную сеть к 5G?
- Мы развиваем инфраструктуру, у нас в каждом доме будет несколько 10-гигабитных портов, которые мы можем использовать для собственной сети либо предоставить другим операторам в аренду для подключения базовых станций 5G. Плотность базовых станций 5G будет выше, чем текущая плотность для 4G. Фактически на каждом доме должна будет стоять БС. Она, безусловно, будет собирать огромное количество трафика. Этот трафик должен будет соединяться с центрами коммутации сотовых операторов.
Расскажите, пожалуйста, о проекте модернизации сети.
-
- Мы хотим создать лучшую телекоммуникационную сеть в России. Мы видим, что на рынке есть тренды, которые способствуют росту абонентского трафика. Например, увеличивается количество подключенных к сети устройств: телевизоры, приставки, умные колонки, несколько телефонов, ноутбуки, планшеты, умные холодильники. Количество устройств, которым требуется связь с Глобальной сетью, растет, это способствует росту трафика. Второй фактор - рост объёмов потребляемого контента. Это HD- и UHD-фильмы сейчас.
В среднем трафик на нашей сети растет на 27% в год. Мы видим, что под это нужны другие тарифы - 100 Мбит/с не хватает, мы предоставляем уже гигабитные тарифы. Мы готовим сеть, чтобы перейти на 10-гигабитное соединение с пользователями. Плюс мы проводили натурный эксперимент. Сами подключались как пользователи и хорошо ощутили преимущества гигабитного тарифа. Потому что когда вы запускаете ролик в YouTube, хотя ему и не требуется гигабитного трафика, но скорость загрузки ролика существенно увеличивается. Если на 100-мегабитном тарифе ролик стартует после двух-трех секунд загрузки, то на гигабитных тарифах видео запускается в течение 0,5 секунды, практически после нажатия.
Как в компании проходит проект по подключению к интернету социально значимых объектов (СЗО)?
- Мы выиграли 13 регионов (госзакупку проводило Минкомсвязи - прим. ComNews) и уже начали реализовывать проект СЗО, потому что времени практически нет. Все операторы в спешке начинают достраивать свою инфраструктуру, и очень хороший эффект, когда они объединяются для решения проблем друг друга. Мы много инфраструктуры арендуем у сторонних операторов, и они приходят к нам за "последними милями". Идет тесное взаимодействие в межоператорском сегменте для того, чтобы все успели исполнить государственную программу. Первые сроки включения у нас были - конец октября. Мы запустили несколько регионов. Второй этап - 30 ноября.
Как "ЭР-Телеком" относится к импортозамещению? Использует ли на сети отечественное оборудование?
- На рынке действительно появляются хорошие решения от российских производителей. "ЭлТекс" - один из них, и в рамках проекта СЗО мы использовали их оборудование. По функциональности оборудование ничем не уступает импортным аналогам. Но в нашей сфере деятельности все определяет цена. Мы выбираем исходя из стоимости решения. Когда дешевле импортное, мы берем его, когда отечественное - используем его. Конечно, важны еще надежность и функциональность оборудования. Мы ждем, что в следующем году появятся российские аналоги сервисных маршрутизаторов. Это очень большие и сложные с точки зрения производственного функционала элементы. Сейчас их нет, но, когда появятся - "ЭР-Телеком" их протестирует. Если испытания пройдут успешно, то мы добавим их в список потенциально интересных нам устройств и будем проводить тендер, привлекая российских производителей.
Расскажите про территориально сервисную модель обслуживания пользователей.
- "ЭР-Телеком" много внимания уделяет удовлетворенности клиента, качеству обслуживания. Раньше у нас был процессный подход: есть заявка, она должна быть отработана в определенные сроки. Последовательность шагов и исполнение KPI были во главе угла. Мы следили за процессом и поняли, что нам чего-то не хватает. Мы решили объединить небольшие территории в городах в команды, где действует коллективная мотивация, которая влияет не только на исполнение процесса, но и на показатели верхнего уровня - выручку например. Тогда мы увидели, что сотрудники, мотивированные на количество абонентов, на выручку с этих абонентов, не только исполняют процесс, но делают чуть больше, чем заложено в процессе: помогают пользователям что-то настроить, стремятся побыстрее выполнить задачу. У сотрудников чёткое понимание: если сервис некачественный, будет больше отток, меньше выручка. Мотивация персонала дала очень хороший эффект. "ЭР-Телеком" внедрил эту систему в 24 городах. Со следующего года готовимся запустить ее в оставшейся части городов присутствия. Мы адаптировали модель от локального оператора под большой холдинг.
Операторы связи активно включаются в проекты умного города (цифрового региона). Видит ли "ЭР-Телеком" себя частью "города будущего"? Какие у компании есть проекты и какие планы по развитию на этом рынке?
- Год назад мы запустили федеральную сеть IoT. Она позволила нам участвовать в умных городах, потому что у нас появились продукты на базе этой сети. Мы реализовали ряд проектов умного города - умное освещение, умную парковку, умный мусор, домофоны. "ЭР-Телеком" активно участвует в этих процессах, хорошая реализация продуктов идет в Петербурге, Перми, Тюмени. Мы видим большой потенциал с точки зрения выручки и большую заинтересованность заказчика в лице государства для реализации цифровизации и активно этому содействуем.
Данные сегодня называют "новой нефтью". Делает ли "ЭР-Телеком" ставку на большие данные (Big Data), какие продукты для сбора, обработки и анализа данных компания использует?
- У нас проект по обработке больших данных начался пять лет назад. Тогда еще только зарождалось понятие Big Data, мы действовали по наитию, старались понять, какие параметры клиентов влияют на их отток. Мы собирали данные, и на их базе у нас появилось решение, использующее Big Data. Мы оформили его в отдельный продукт, называется он "Интерактивный сервис". На сегодняшний день на базе этого продукта мы можем предсказывать отток абонентов, измерять качество предоставляемых услуг. Мы можем устранить проблему у абонента, пока он ее еще не заметил и не почувствовал дискомфорт. В октябре "ЭР-Телеком" презентовал решение на выставке в Амстердаме. Это наша внутренняя разработка, и мы хотим ее развивать как отдельный продукт. Сейчас мы используем решение внутри компании, но готовы представить его другим игрокам. Я думаю, что в следующем году мы выйдем с "Интерактивным сервисом" на европейский рынок. Мы хотим имплементировать в обработку больших данных ИИ. Благодаря этому система обслуживания станет более интеллектуальной, качество сервиса улучшится.
Какие преимущества цифровизация дает предприятиям телекоммуникационной отрасли и в чем состоят основные задачи цифровизации для "ЭР-Телекома"?
- Расскажу про цифровизацию сети. Мы стараемся все операции, которые делали вручную, автоматизировать. Мы понимаем, что ряд операций не удастся цифровизовать, например выезд бригады на место для сварки кабеля. Все логические операции мы цифровизуем. У компании есть цель - к концу 2021 года 97% операций должны происходить в автоматическом режиме с использованием в том числе ИИ. Клиент хочет обслуживание just in timе: например, нажав на кнопку увеличения скорости на сайте, он не готов ждать какое-то время, пока с сайта заявка придет инженеру, он обработает ее и т.д. Абонент хочет нажать кнопку и получить высокую скорость немедленно. Любая услуга должна подключаться по клику. Услуга just in time возможна только тогда, когда все процессы цифровизованы, когда при нажатии на кнопку сеть автоматически реконфигурируется под клиента, и он получает новый сервис моментально.
Мы при этом существенно экономим на операционных затратах. Когда нет ручных операций на сети, сокращается вероятность ошибок, снижаются затраты на контроль ошибок. В октябре в компании стартовал проект по полной цифровизации сети сроком на 2020-2021 годвы. Безусловно, останутся операции, которые пока невозможно доверить роботу, но это незначительная часть, которая может быть сделана меньшим количеством инженеров.
Какие меры "ЭР-Телеком" принимает, чтобы повысить лояльность клиентов и снизить их отток?
- Мы много внимания уделяем развитию сети. Существуют программы для модернизации сети, для снижения ее аварийности. Мы считаем, что клиент не должен замечать, что у нас есть проблемы. Также мы цифровизуем процесс обслуживания, чтобы сократить время клиента на обращение. В большей части случаев мы можем устранить проблему удаленно и делаем это быстро. У нас есть цифровые процессы, система автоматизации сети, интеллектуальная система управления сетью. Нужно устранять неполадку не в момент, когда клиент позвонил, а когда мы зафиксировали у него проблему.
Взаимодействует ли "ЭР-Телеком" с интернет-компаниями? Какие совместные продукты вы развиваете?
- Мы входим в партнерство как с крупными интернет-компаниями, так и с более мелкими в части предоставления цифровых VAS-сервисов, облачной телефонии, облачного видеонаблюдения. Мы создаем с ними совместные продукты и выводим на рынок.