В ноябре-декабре Совет Федерации планирует подать на рассмотрение в правительство РФ концепцию законопроектов, направленных на блокировку украденных телефонов по IMEI-коду. Операторы связи считают, что инициатива окажет благотворное влияние на рынок и будет способствовать "обелению" парка абонентского оборудования, вплоть до исчезновения в перспективе "серых" телефонов. Однако эксперты настроены скептически и полагают, что это очередная акция "жирных котов", направленная на материальное ухудшение жизни сограждан.

© ComNews
17.10.2019

О планах подачи документов на рассмотрение в правительство рассказала корреспонденту ComNews первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.

"У нас есть концепция по регулированию IMEI-кодов мобильных телефонов. Мы обсудили ее и получили одобрение широкого круга экспертов, в том числе приглашали к диалогу МВД, Минкомсвязи, операторов связи. Мы учли страновой опыт - как в других странах происходит регулирование IMEI-кодов. У нас есть дорожная карта, которая определяет этапы движения в этом направлении. Работа была долгой и непростой", - рассказала Людмила Бокова.

Она объяснила, что первым делом надо внести изменения в закон "О связи": о том, что есть код IMEI, что он уникальный и подлежит регистрации в базе. "Будет создана уникальная база, по которой можно сопоставить код. Легальный он или нет. Нужно следить, что данные в базе релевантны тому, что ввезено в РФ. Если человек сам ввез аппарат, он может самостоятельно зарегистрировать этот код. При ввозе телефона в РФ он регистрируется ретейлом, совмещается с Ассоциацией российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), которая владеет всей информацией. Создание базы профинансирует государство, а обслуживание будет происходить за счет заинтересованных сторон - например, ретейлеров и операторов, - рассказала корреспонденту ComNews Людмила Бокова. - На втором этапе, если телефон пропал, его можно будет заблокировать. Чтобы это сделать, надо идентифицировать владельца. Блокируется аппарат только по IMEI-коду. Надо, чтобы была техническая привязка. Все данные о телефоне должны совпадать с базой для подтверждения, что устройство принадлежит этому владельцу. Далее он пишет заявление о пропаже телефона, и оператор блокирует устройство. После блокировки аппарат нельзя будет ни продать, ни перепрошить".

Основная цель продвижения концепции - блокировать кражу мобильных телефонов. "Чтобы у злоумышленников не было даже мотива это сделать, потому что в конечном счете они получает заблокированный телефон. Мошенник не сможет воспользоваться персональными данными, которые там остались, банковскими картами и прочим. У вора в руках окажется кусок железа. Если мы сразу введем регуляторику, то столкнемся с тем, что как минимум 5-6 млн телефонов будут с задвоенными IMEI-кодами. Существует "серый" рынок. Чтобы его очистить, сначала надо ввести норму, что при ввозе код регистрируется, может провериться любым гражданином. Мы посчитали: чтобы очистить базу и ушел "серый" рынок, потребуется минимум три года. Этого срока должно хватить, чтобы старые "серые" телефонные аппараты заменились на новые. Нелегальные "трубки", может быть, останутся в небольшом количестве, но краденые телефоны перестанут перепродавать", - объяснила Людмила Бокова.

Пресс-секретарь группы МТС Алексей Меркутов сказал корреспонденту ComNews, что принятие такой нормы позволит уменьшить количество краж абонентских устройств и долю "серого" рынка. "Мы рассчитываем, что реализация закона не приведет к техническим проблемам у абонентов", - добавил он.

Представитель пресс-службы Теле2 Дарья Колесникова уверена, что инициатива окажет благотворное влияние на рынок и будет способствовать "обелению" парка абонентского оборудования, вплоть до исчезновения в перспективе "серых" телефонов. "Однако при внедрении концепции следует учитывать опыт стран, которые уже реализовали контроль за IMEI, в том числе негативный. Насколько я понимаю, страх потери клиента от перерыва в обслуживании здесь нерелевантен. Блокировка должна действовать прежде всего как превентивная, а не карательная мера: например, представители телеком-отрасли Азербайджана рассказывали, что в стране не воруют телефоны - это стало просто бессмысленным. Таким образом, цель блокировки - не выиграть время на поиски, а сделать саму кражу бесполезной", - пояснила Дарья.

Представитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") согласился, что с точки зрения качества связи сама инициатива по регулированию IMEI полезна. "Такой подход применятся регуляторами в других странах присутствия Veon. Но внедрение подобной инициативы должно проходить поэтапно, без стрессов для рынка", - уточнил он.

Представители ретейла - "Связной-Евросеть" и "М-Видео-Эльдорадо" не ответили на вопросы корреспондента ComNews.

Павел Катков, основатель юридической фирмы "Катков и партнеры", член Совета ТПП РФ по ИС считает, что принятие законопроекта о блокировке краденых телефонов по IMEI должно нанести удар по ситуации с кражей телефонов и их последующей перепродажей. "Что касается прав покупателей - то, очевидно, их риски вырастут. Но это рынок: выросли риски - снижай цены, такова его логика. Не исключаю, что вкупе с этим законопроектом стоило бы внести поправки в закон о защите прав потребителей и подзаконные акты к нему", - сказал корреспонденту ComNews Павел Катков.

Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский не исключает вероятность ситуаций, когда абонент купит "серый" телефон у мелкого ретейлера и он будет выключен в какой-то момент вместе с украденным легальным, если код совпадет. "При этом разработчики концепции надеются, что даже в небольших магазинах "серые" телефоны больше не появятся. Это зависит во многом от четкости работы таможни. Мы знаем, что ранее в РФ ввозились большие партии контрафактных телефонов. Есть и "обратная" проблема: может быть выключен и легальный телефон, при отключении "серого" - например, украденного. И когда отключенный абонент придет в суд, у отключившего его оператора может не оказаться объяснений, почему он отключил и того, и другого - и третьего, и четвертого. Более того, российское регулирование планируется таким, что операторы сами должны будут выявлять на своих сетях уже работающие - возможно, давно - трубки с совпадающими IMEI и отключать их. Но ведь даже если трубка "серая", то не ясно, в чем вина ее хозяина. Ведь он, являясь добросовестным покупателем, ее не крал, а покупал. Заставлять же граждан доказывать, что они не крали трубки, - это негодная юридическая практика. И, по замыслу "жесткого" регулирования, такие если не массовые, то многочисленные отключения возможны довольно скоро после его введения. В российской концепции предусмотрен для этого трехлетний срок. Кстати, более долгий, чем в других странах. Предполагается, что за это время парк трубок на руках в значительной мере обновится. И при отсутствии поступления "серых" трубок на руках будут практически одни "белые" - каждая со своим IMEI. Но как раз это не решаются пока сделать в тех странах, которые раньше ступили на этот путь. И нет ни обнародованных оценок количества совпадающих IMEI на российских сетях, ни обоснованных оценок того, насколько за три года уменьшится парк трубок с совпадающими IMEI, имеющихся на руках у населения. Мол, как-нибудь рассосется", - размышляет Юрий Домбровский.

"Возможно, было бы неплохо, если бы такое регулирование существовало с самого начала сотовой связи, - продолжает он. - Но когда это не заведено сразу, то развитые страны по этому пути не идут. Дешевые "серые" трубки способствовали и способствуют доступности сотовой связи. Что касается запросов правоохранителей, то им всегда хочется большего. Но ведь уже сейчас в любой стране могут отключить трубку по IMEI, указанным ими. "Жесткий" же контроль за IMEI означает отключение самими операторами - в силу принятого регулирования - трубок с "неправильным" IMEI (не положенным для такого бренда и модели) или "серых" трубок с "правильным" IMEI. Почему-то ни США, ни Израиль, ни остальные развитые страны этого не делают. Сейчас жесткий контроль за IMEI, то есть с отключением, введен всего в нескольких достаточно маргинальных странах, почему-то сосредоточенных у наших границ. В российской Концепции приведен их перечень: Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Есть еще Египет и Индия".

"Основная проблема, с которой столкнулись эти страны при введении жесткого контроля за IMEI - и которая видна была с самого начала, - значительное количество трубок с совпадающими IMEI. Их часто называют "дублями", но это не совсем верно. Во-первых, далеко не всегда можно определить, какая трубка имеет "настоящий" IMEI, а какая - "дублированный". Кроме того, у абонентов сети могут находиться на руках даже несколько (три-четыре и более) трубок с одинаковыми IMEI. И если трубка имеет верное для ее модели значение IMEI - без специальных исследований трудно определить, "серая" она или "белая". То есть не ясно, какую из них оставить в сети работать, а какую - запретить. Интересно, что до сих пор многие страны не отключают трубки с совпадающими IMEI, хотя установленные сроки для их "искоренения" и "исчезновения с рынка" там уже прошли. Строго говоря, доподлинно неизвестно, в какой из них регулирование в этой части действует так, как оно сформулировано", - прокомментировал Юрий Домбровский.

Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов заявил: "Это такой формат преступления против права потребителя в интересах офлайн-продавцов. Никакого больше смысла в этой инициативе нет и никакой иной логикой это не объясняется. Очередная акция "жирных котов", направленная на материальное ухудшение жизни сограждан".

Советник руководителя Федерального агентства связи Алексей Сахаров сказал корреспонденту ComNews, что введение контроля абонентских устройств по номеру IMEI на территории Российской Федерации является актуальной задачей, обеспечивающей возможность точной идентификации абонентских устройств для целей пресечения противоправных действий и обеспечения безопасности граждан, в том числе противодействия терроризму, борьбы с серым импортом абонентских устройств и обеспечения добросовестной конкуренции на телекоммуникационном рынке страны. "Подобная практика существует уже более чем в 30 странах мира и показывает положительные результаты. Поэтому, на наш взгляд, имеются основания для закрепления такой нормы в законодательстве РФ. По оценкам экспертов, в последние годы доля "серого" рынка мобильных устройств удерживается на уровне 5-10%, при этом существующей тенденцией является развитие "серого" рынка в направлении захвата сегментов мобильных устройств с высокой ценой. Введение мер по контролю абонентских устройств по номеру IMEI позволит снизить долю "серого" рынка, ввиду введения обязательности процедуры их регистрации в центральной базе данных IMEI для обеспечения работы на территории РФ. А в случае с контрафактными устройствами пользователи просто не смогут пройти процедуру регистрации таких устройств и, соответственно, не смогут использовать их на сети подвижной радиотелефонной связи", - прокомментировал Алексей Сахаров.

Новости из связанных рубрик