© ComNews
01.10.2019

X5 Retail Group запустила пилот по наполнению полок в магазинах сети с помощью компьютерного зрения. Решение, разработанное и интегрированное ретейлером, позволяет в режиме реального времени следить за количеством товара в торговых залах и сообщает персоналу, когда продукты заканчиваются.

Пилот проводят в 38 "Пятерочках" и шести "Перекрестках" Москвы и Московской области. Технология работает во фруктовых, овощных и молочных зонах супермаркетов. Руководство сети получает собранную в точках информацию в виде отчетов. 

"Нет никаких сомнений, что пустоты на полках фруктовых и овощных зон влияют на товарооборот магазинов. Ассортимент точек пополняется по-новому, и это повышает эффективность работы сети в пиковые нагрузки", - уверен директор департамента по инновационным решениям X5 Retail Group Сергей Добряков. 

Решение автоматически фиксирует все подходы сотрудников к стеллажам, в том числе и потраченное на них время. 

Размер инвестиций в разработку X5 не раскрывает. 

По наблюдениям директора центра компетенций по мультимедиа и ситуационным центрам компании "Техносерв" Александра Абрамова, российский ретейл хочет внедрять технологии, которые помогают ускорить контроль за наполняемостью полок, улучшить логистику в залах, отслеживать соответствие товаров и цен. "Технологии востребованы в автоматизации общих бизнес-функций и маркетинга. Например, отслеживание очередей в кассы, таргетированная реклама, портрет покупателя, скидки и бонусы", - говорит он. 

В целом специалист высоко оценивает уровень автоматизации ретейла. В особенности это касается учетных и логистических систем. "Информационные системы крупных сетей сравнимы, а зачастую и превосходят корпоративные системы производственных компаний. Их отличительные черты - распределенность и высокие требования к доступности. Именно эти факторы определяют востребованность внедрения новых технологий", - считает Александр Абрамов.

Компьютерное зрение пока не входит в число технологий, которые повсеместно используются в торговых сетях, но на российском рынке уже реализовано несколько пилотных проектов в этом направлении. По словам замруководителя департамента бизнес-решений ГК Softline Максима Мельситова, в основном ретейлеры отслеживают поведение людей и выкладку полок. "Если говорить о полках с овощами и фруктами, видеоаналитика - пожалуй, оптимальное решение для такого контроля. Если на любой другой товар можно наклеить штрих-код и отслеживать его движение, то каждый фрукт промаркировать невозможно. Кроме того, фрукты и овощи быстро портятся, и для торговых сетей очень важно своевременно заменять товар, потерявший вид, на новый", - замечает представитель Softline. 

Внедрение видеоаналитики позволит нарастить оборот и прибыль, так как одна из важнейших проблем любой торговой сети - отсутствие нужного товара на полке. Максим Мельситов подчеркивает, что, если покупатели пришли в магазин и не нашли то, что ищут, но это есть на складе, - это упущенная выгода. 

Выгода от внедрения систем компьютерного зрения заключается, во-первых, в исключении человеческого фактора, во-вторых, в экономии на сотрудниках. В-третьих, это возможность использовать уже установленные на торговых и складских площадях камеры для нескольких задач, помимо видеонаблюдения, перечисляет технический директор компании "Системы компьютерного зрения" (входит в группу "Ланит") Михаил Смирнов. 

"Уровень автоматизации среди ретейлеров сильно зависит от региона. Достаточно сложно его оценить, так как пока автоматизация охватывает лишь часть процессов. От 10% до 20% ретейлеров имеют те или иные решения на основе компьютерного зрения, еще 15% пробовали их использовать, но пока отказались от внедрения", - подытожил Михаил Смирнов.