© ComNews
23.09.2019

ФГУП "Космическая связь" и таиландский оператор спутниковой связи Thaicom подписали соглашение о сотрудничестве в области совместной разработки услуг по предоставлению широкополосной спутниковой связи на морских судах. В компании говорят, что подписанное соглашение - первое в своем роде.

Соглашение было подписано в ходе российско-таиландского форума по цифровому сотрудничеству, проходившего с 19 по 20 сентября 2019 г. в Бангкоке.

Thaicom Public Company Limited (THCOM) и ГП КС договорились проработать возможность роуминга между сетями морского VSAT двух операторов. Роуминг в сети Thaicom будет предоставлен Nava Roaming Solutions.

"Nava - новая платформа широкополосного морского обслуживания оператора Thaicom, удовлетворяющая потребность судовых и прибрежных операторов в предоставлении быстрой, надежной и безопасной спутниковой широкополосной связи и управляемых услуг. Морская сеть VSAT ГП КС является крупнейшей спутниковой широкополосной сетью в России, в которой работают более 300 морских судов в акватории морей и океанов, омывающих территорию России и Европы", - сообщила пресс-службы ГП КС.

Представитель пресс-службы ГП КС сказал корреспонденту ComNews, что кроме роуминга в перспективе рассматривается возможность предоставления дополнительных услуг, в том числе  телерадиовещания. "Морской VSAT – одно из наиболее перспективных направлений развития бизнеса ГП КС, и в настоящее время мы заинтересованы в поиске партнеров для предоставления услуг в зоне действия спутниковых группировок на западной дуге геостационарной орбиты, что позволит расширить территорию предоставления услуг сети VSAT ГП КС в западном полушарии",- добавил представитель пресс-службы ГП КС.

Главный коммерческий директор Thaicom Патомпоб Сувансири сообщил: "Мы заключили соглашение, которое положит начало успешному долгосрочному партнерству между Thaicom и ГП КС в разработке совместных коммуникационных решений, связывающих Россию с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это сотрудничество будет использовать возможности таиландских и российских морских сетей VSAT. Спутниковая сеть с поддержкой роуминговых решений Nava обеспечит плавное переключение бортового оборудования с одной спутниковой сети на другую без потери качества оказываемых услуг. Клиенты получат выгоду от полного высокоскоростного широкополосного покрытия маршрутов морских судов между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом".

Заместитель генерального директора ГП КС Ксения Дроздова прокомментировала: "Мы рады сотрудничать с Thaicom в целях расширения нашего спутникового покрытия и обеспечения надежной и безопасной спутниковой широкополосной связи на морских судах. Мы намерены использовать наши обширные технические знания и накопленный бизнес опыт для удовлетворения растущего во всем мире спроса на широкополосную связь в море для улучшения работы судов и экипажей в акваториях Азии, Европы, Ближнего Востока и  российского Дальнего Востока".

Менеджер по развитию бизнеса в области судоходства Orange Business Services в России и СНГ Алексей Афонин обратил внимание на то, что основная проблема подвижных объектов при использовании технологий VSAT – необходимость переходить из зоны покрытия одного спутника в зону другого. "При переходе меняются настройки гиростабилизированных антенн и спутниковых модемов. В частности, изменения касаются частот работы, точки стояния спутников, поляризации и параметров аутентификации терминала VSAT. Во время перехода возможны падение качества услуг и другие проблемы технического характера. Если же у спутниковой сети и оборудования, которое в ней работает, есть поддержка роуминговых решений, то переход бортового оборудования судна с одной спутниковой сети на другую возможен без потери качества соединения. Роуминг позволяет обеспечить высокоскоростное широкополосное покрытие маршрутов судов без перебоев в связи. На данный момент основным конкурентом  VSAT в море является система Inmarsat GX, которая полностью покрывает сигналом всю Землю от 80°с.ш до 80°ю.ш. При этом данная система обладает схожими с VSAT техническими и ценовыми характеристиками. Поэтому обеспечение бесшовного роуминга в системах морского VSAT является одной из самых важных задач, которую должны решить операторы, чтобы обеспечить судовладельцам устойчивую широкополосную спутниковую связь по всему миру. И выигрывает здесь тот оператор, которому удалось объединить в свою сеть спутники с максимальной суммарной зоной покрытия и настроить роуминг между ними. Решение данной задачи лежит как в технической плоскости (настройка на наземных спутниковых хабах функции переключения конфигураций, резервирования зон покрытия спутников и обеспечение передачи трафика в нужную точку), так и в регуляторной – например, законодательство многих стран (в том числе и России) требует приземлять трафик со спутника только на своей территории", - рассказал Алексей Афонин корреспонденту ComNews.

Он также отметил, что, учитывая текущие темпы развития цифровых систем на борту судов и растущий объем трафика, по большому счету альтернатив системам VSAT не так много. "На сегодняшний день это наиболее устойчивая система с точки зрения подверженности погодным условиям и стабильности характеристик каналов – скорости, задержки и доступности. Уже сейчас на системах морского VSAT можно поднять канал до 10 и более Мбит/с. Все зависит от размера антенны, мощности передатчика и широты использования. При этом с точки зрения тарифов основным преимуществом оказывается безлимитный трафик. Имеющиеся на борту судов системы Iridium и Inmarsat предыдущих поколений обладают более скромными характеристиками и при этом объем трафика в них лимитирован и тарифицируется отдельно, что при большой загрузке делает их более дорогими решениями, - рассуждает Алексей Афонин. - Что касается развития систем морского VSAT – сейчас осваиваются новые диапазоны частот, в которых можно будет работать с более высокими скоростями и модуляциями".

Руководитель ГК "Амтел" Игорь Ильинчик сказал корреспонденту ComNews, что роуминг в морском VSAT является даже не конкурентным преимуществом, а необходимым условием. "Безусловно, это перспективное направление. Первое - это развитие судоходства с использованием Северного морского пути (СМП). Строится танкерный флот, ставятся задачи по серьезному увеличению морских перевозок в Арктике на ближайшие несколько лет. Далее с получением положительного опыта можно ожидать перенаправления части  грузопотока из Юго-Восточной Азии в Европу через СМП, он вдвое короче пути через Суэцкий канал. Второе - общая  мировая тенденция оснащения судов высокоскоростными каналами связи на базе VSAT. Конкуренция там серьезная, но для российских операторов имеется возможность выходить на внешний рынок - что и демонстрирует сделка ГПКС с Thaicom", - прокомментировал Игорь Ильинчик.

Руководитель ГК AltegroSky Сергей Пехтерев сказал, что наличие роуминга между несколькими ИСЗ является одним из важнейших критериев качества для услуг спутниковой связи для судов, так как большая часть судов постоянно перемещается по всем морям и океанам и для услуг нужно использовать несколько спутников. "Учитывая, что в развитых странах большая часть территории опутана ВОЛС, то именно услуги связи для подвижных объектов (самолеты и  суда) являяется сейчас наиболее растущим сегментом рынка спутниковой связи", - добавил он.

В феврале 2019г. Группа компаний AltegroSky и ГП КС подписали соглашение об аренде оператором емкости на КА "Экспресс-АМ8". Емкость на спутнике обеспечит AltegroSky покрытие всех водных акваторий под юрисдикцией России, стран Европы и Северной Африки (см. новость ComNews от 4 февраля 2019г.).

В марте 2019г. ГП КС присоединился к пилотному проекту по безэкипажному судовождению, предусматривающий разработку и апробацию технологий автоматического судовождения и дистанционного управления судами. В этом проекте ГП КС предоставляет услуги связи на подвижных платформах по технологии морского VSAT (см. новость ComNews от 4 марта 2019г.).