Отечественным софтом по иностранной монополии
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков заявил, что несколько западных компаний монополизировали мировой ИТ-рынок. В результате Россия вынуждена разрабатывать отечественное ПО для защиты от этой монополии. Таким образом, через полтора года после назначения главой Минкомсвязи Константин Носков пришел к риторике своего предшественника на этом посту Николая Никифорова.
Заявление Константина Носкова (на фото) прозвучало на "территории противника" – с трибуны 19-ой ежегодной инвестиционной конференции Американской торговой палаты (AmCham) в России, которая состоялась на этой неделе в Москве под слоганом "Цифровой мир уже здесь: а ты готов?". Глава Минкомсвязи заменил на мероприятии "цифрового" вице-премьера Максима Акимова.
"Мы видим примеры, когда компании, монополизировавшие ИТ-рынок, начинают диктовать условия корпорациям и целым государствам. Мы чувствуем это и на своем опыте, и ситуация с Huawei / Google у всех на слуху, – сказал Константин Носков. – Вопрос не в том, чтобы создать свой софт, а в том, чтобы разрушить монополию нескольких ИТ-компаний. Пока нет альтернатив продуктам SAP, Oracle, Microsoft – но никто не хочет при создании цифровой экономики зависеть от них. Когда мне перекроют один кран, я хочу иметь возможность другого решения". Упомянутые главой Минкомсвязи компании SAP, Oracle, Microsoft отказались комментировать его заявления. Константин Носков завершил выступление на мероприятии AmCham призывом к американским компаниям локализовывать ПО в России и возгласом: "Мы не заметили, как по всему миру выросли ИТ-монополии, и мы должны обеспечить антимонопольную политику!".
Напомним, что схожую позицию ранее отстаивал предыдущий глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Причем он не только говорил о монополии западных ИТ-компаний, но и о том, что побороть ее могут только страны БРИКС – если объединят усилия для совместной разработки ПО. Впервые идея о сотрудничестве стран БРИКС в области ИТ прозвучала из уст Николая Никифорова с трибуны форума Russian Interactive Week в ноябре 2014 г. (см. колонку ComNews от 27 июня 2015 г.). "В странах БРИКС живет почти половина населения земного шара, и в них формируется значительный спрос на независимые программные продукты. В тесном сотрудничестве с администрациями связи и ИТ этих стран Россия должна начать работу по созданию программных решений не только для себя, но и для этих значительных по размеру рынков", – призвал тогда экс-министр.
В декабре 2014 г. Николай Никифоров конкретизировал идею, заявив, что международные консорциумы, созданные странами БРИКС, способны "изменить ситуацию на мировом рынке ПО, добиться того, чтобы альтернативные решения занимали хотя бы 50% рынка". В марте 2015 г. министр кристаллизовал исходную мысль, подчеркнув, что страны БРИКС должны общими усилиями, причем с поддержкой правительств, разрабатывать критические виды ПО, в том числе пользовательские операционные системы (ОС), системы управления базами данных (СУБД), офисное ПО для совместной работы. Эту идею Николай Никифоров провез по всем странам БРИКС: в конце марта 2015 г. он побывал в Индии и Китае, в апреле – в Бразилии, а в мае – в ЮАР. В каждой из стран глава Минкомсвязи встречался с отраслевыми министрами и местными разработчиками ПО. Все стороны поддержали идею. Однако дальше слов и нескольких встреч на уровне министров связи стран БРИКС это не пошло.
"Закрытие собственных рынков от иностранных компаний мы уже проходили – ни к чему хорошему это не привело, - напоминает президент компании "Ланит-Терком" (входит в группу "Ланит") Андрей Терехов. - Я вижу только одну возможность: предприятия ОПК, которым действительно необходима независимость от западного ПО, могут (и должны) заказывать российским IT-компаниям разработку отдельных элементов технологических продуктов. Например, это управление производством, документооборот, инструментальные средства разработки ПО и т.д. Также оборонная промышленность должна разрешать этим предприятиям коммерческое использование, разработанных ими продуктов".
В текущий момент неверно говорить про монополизацию со стороны нескольких компаний, спорит с позицией главы Минкомсвязи собеседник ComNews, пожелавший сохранить анонимность. "Те же SAP, Oracle и Microsoft во многих сегментах бизнеса конкурируют друг с другом, от чего их клиенты только выигрывают, - объясняет он. - Кроме того, есть российские решения, например 1С, Галактика, Парус, Terrasoft, Naumen, Directum, ЭЛМА и другие, которые в своём сегменте могут решать задачи бизнеса не хуже именитых западных решений. Давайте также не будем забывать про решения с открытым кодом, которые становятся всё более востребованы заказчиками по всему миру. Наконец, сами компании и организации – заказчики корпоративного программного обеспечения – очень хорошо умеют считать свои затраты, оценивать риски и получаемые преимущества". По его словам, никто сейчас уже не внедряет западные решения только потому что они западные. "Если, например, можно построить аналогичные системы на открытых технологиях, и это будет дешевле и поможет компании развивать ее бизнес, то почему бы и нет? У нас есть примеры в нашей практике, когда заказчики внедряли цифровые платформы западных вендоров, чтобы обеспечить быстрый выход на рынок, а затем параллельно создавали свое собственное решение, которое через некоторое время полностью заменяло предыдущую платформу", - знает он.
Продолжает мысль собеседника ComNews заместитель генерального директора компании "Базальт СПО" Алексей Новодворский. "Альтернативой SAP уже сегодня вполне может служить комплекс приложений 1С, который широко используется отечественными потребителями. Конкуренцию Oracle на мировом рынке составляет целый ряд СУБД на основе свободного программного обеспечения. Кстати, многие корпорации в США переходят на Postgres SQL. В России существует собственная мощная СУБД Postgres Pro, которая внедрена в сотнях организаций. Что же касается MS Windows, то эта ОС сдает позиции: на мировом рынке наблюдается массовый переход на другие продукты, в первую очередь – на ОС на основе ядра Linux от различных вендоров. На российском рынке уже созданы мощные Linux-подобные ОС, они успешно используются в госсекторе и бизнесе", - перечисляет он.
Генеральный директор компании BellSoft Александр Белокрылов отметил, что лидеры мирового IT-рынка переходят на подход к разработке с открытым исходным кодом OSS. И именно открытость технологий в связке с развитием соответствующей экспертизы внутри страны способна обеспечить цифровой суверенитет, говорит он. Например, в проекте OpenJDK компания Oracle вместе сообществом много лет работает над созданием Java. На базе проекта OpenJDK создан российский продукт (Liberica JDK, который был включен в реестр отечественного ПО - см. новость ComNews от 3 сентября 2019 г.), успешно используемый как в России, так и за рубежом.
Генеральный директор Sibedge Александр Калинин полагает, что при Николае Никифорове запрос на импортозамещение был одним из самых важных с точки зрения суверенитета и безопасности. То, что сейчас происходит — это следствие, считает он. "Как бы мы не хотели, но есть ряд продуктов, которые невозможно заменить. И российские компании (в том числе и госкорпорации) будут пользоваться импортными продуктами еще длительное время, пока наши разработчики не смогут предложить альтернативу, или иностранные коллеги не сделают локализацию. Если раньше Минкомсвязь призывала к этому, то сегодня акцент больше на то, чтобы не дать таким гигантам как Google и Huawei зайти на российский рынок и забирать наши, и без того дефицитные ресурсы", – говорит он.
CEO, основатель GETMOBIT Мария Рукавишникова придерживается позиции, что локализация иностранного ПО может дискриминировать усилия по борьбе с западными монополиями. "Стимулируя локализацию, мы расширяем для иностранных корпораций рынки сбыта их продукции, еще больше укрепляем их позиции, косвенно "помогая" вписать их продукты в российские требования с точки зрения информационной безопасности и требований к инфраструктуре критически важных информационных систем", – объясняет она.В области регулирования отношений с иностранными монополиями необходим паритет, уверена CEO GETMOBIT. "В частности, сотрудничество с Huawei в области научных исследований и импорт китайских технологий должно быть подкреплено симметричными обязательствами китайской стороны в части экспорта российских решений на китайском рынке, а также введением мер обязательной защиты IP российских компаний на китайском рынке, с целью защиты от "воровства". Возможность локализации продуктов SAP, Oracle, Microsoft и т.п. должна быть дифференцирована по отраслевому признаку и уровню доступа к критически важной информации", – полагает она.
Директор по маркетингу ГК "Аплана" Дмитрий Ведев отметил, что государство уже сделало целый ряд системных действий по стимулированию импортозамещения в ИТ – создание Реестра отечественного ПО, ограничения в закупках иностранного ПО госструктурами и госкорпорациями при наличии отечественного аналога, регулирование использования персональных данных и т.п. "Очевидно, что роль государства, как игрока, создающего системные условия для рынка, должна сводится к обеспечению законодательной поддержки импортозамещения, антимонопольного контроля, системы подготовки кадров для отрасли, стимулированию/созданию спроса на конкурентоспособные отечественные разработки, поддержке ИТ-экспорта и пр. Мер принято уже достаточно много, но не все они работают достаточно эффективно – например, госзакупки ПО оставляют множество лазеек для того, чтобы обходить требования законодательства", – делает оговорку Дмитрий Ведев.
Один из источников ComNews в ИТ-отрасли полагает, что стратегия "обороны" зачастую проигрывает стратегии "нападения". "Чтобы усилить позиции отечественных ИТ-компаний и сделать их конкурентоспособными перед международными, нужно сделать три простые вещи - снизить налоговую нагрузку по ЕСН и НДС, не допустить развитие отечественных естественных ИТ-монополий и обеспечить контроль преференций крупным компаниям, повернуть кредитно-финансовые институты "лицом к бизнесу", снизив стоимость денег и требования к обеспечению заемными средствами, – перечисляет собеседник ComNews. – На мой взгляд, в российском законодательстве должны появиться нормативные акты, защищающее предпринимательство и инновационные компании. Эта "голубая кровь" позволит создать новые рынки и сформировать новые источники спроса".
Давление на иностранные компании - это не рыночный инструмент регулирования, уверен СЕO Artezio Павел Адылин. "Когда мы говорим о положении иностранных софтверных компаний на российском рынке, то должны понимать, что это положение во многом они приобрели за счет качества и популярности своих продуктов или сервисов. А значит, искусственное влияние на рыночное положение Google или Apple может привести к разным негативным последствиям", - предупреждает он. При этом, добавляет Павел Адылин, нужно помогать российским компаниям создавать продукты мирового уровня путем субсидирования стратегических разработок, финансовой поддержки участников перспективных международных проектов с открытым кодом, льготного кредитования, стимулирования спроса среди государственных компаний за счет предоставления отечественным разработчикам дополнительных преференций. Если решать проблему защиты рынка России комплексно, то помимо стимулирования разработки, нужно инвестировать в исследовательскую деятельность и обучение специалистов, отмечает он. "В России проблема с образованием профильных специалистов в области ИТ стоит достаточно остро. Поэтому частные компании создают собственные программы и условия для повышения квалификации кандидатов на трудоустройство", - напоминает Павел Адылин.
-
27.06.2015Храм всем БРИКСом