Россияне не хотят светить свои действия в сети
84% россиян не хотят, чтобы кто-либо был в курсе, что именно они делают в интернете, тогда как только 65% - как они проводят время в реальной жизни. При этом опасения пользователей связаны не только со злоумышленниками, а и с их нежеланием получения информации друзьями, коллегами, семьей, руководителями, представителями компаний и государства. К таким выводам пришли специалисты АО "Лаборатория Касперского", проведя опрос о приватности в сети.
Для защиты своих границ в цифровом мире, как показал опрос, пользователи применяют самые разные методы. Так, больше половины россиян (54%) регулярно чистят историю в браузере, 24% отметили, что для регистрации на большинстве сайтов используют фейковые имена, каждый пятый (22%) общается только через зашифрованные мессенджеры, а 12% ищут информацию в приватных поисковиках. При этом почти четверть респондентов (23%) по-прежнему считает эффективным заклеивание камеры на компьютере.
С тем, что в современном цифровом мире полностью сохранять приватность невозможно, согласно большинство опрошенных (68%). Три из четырёх респондентов (74%) хотели бы знать больше о том, как защитить от чужих глаз свою деятельность в онлайне, но только в том случае, если эта информация будет доставаться им бесплатно. Платить деньги за курсы и тренинги по повышению навыков сохранения приватности готовы лишь 17% пользователей.
Антивирусный эксперт "Лаборатории Касперского" Алексей Маланов, говоря о данных опроса, заявил следующее: ""Мы видим, что проблема приватности в онлайне очень волнует россиян, однако нельзя сказать, что пользователи в большинстве своём делают всё возможное для её обеспечения. Например, почти 40% даже не защищают устройство паролем, а 64% не проверяют и не меняют настройки приватности на своих устройствах, а также в приложениях или сервисах".
Директор центра мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC, "Ростелеком-Солар" Владимир Дрюков, говоря с корреспондентом ComNews, заметил, что, по данным компании, примерно каждое 15-ое нарушение корпоративных политик безопасности связано с желанием пользователей скрыть информацию о своем трафике или данным, отправляемым в интернет. Для этого, по словам Владимира Дрюкова, используются самые разные инструменты - от плагинов анонимизации браузеров до специализированного программного обеспечения (ПО) для удаленного доступа и Tor-браузеров. "Домашние интернет-пользователи также все чаще применяют ПО с шифрованием и туннелированием трафика, но мы не связываем это напрямую с попытками сохранения приватности - причина тут кроется скорее в желании обойти законодательные блокировки в личных целях", - указал Владимир Дрюков.
Он также отметил, что информация о контексте пользователя (его персональных данных, телефоне, почте) может быть крайне полезна для злоумышленников, планирующих атаки на физлиц или организации. "Зачастую пользователи заводят одни и те же пароли и в личных аккаунтах (сайты знакомств, соцсети), и в корпоративных, и в финансово значимых (интернет-банки, интернет-магазины). В итоге в случае взлома какого-либо публичного ресурса или утечки из него информации с логинами и паролями, потенциально скомпрометированными оказываются как эти финансово значимые ресурсы, так и корпоративная среда работодателя", - рассказал Владимир Дрюков.
По словам руководителя отдела аналитики информационной безопасности Positive Technologies Евгения Гнедина, информация о действиях пользователей, скорее всего, будет более интересна компаниям для проведения таргетированной рекламы. "Актуальный пример – штраф Google и Youtube за сбор идентифакаторов пользователей, которые позволяют отслеживать, какие каналы посещают дети и какие ролики смотрят. Таргетированная реклама приносит огромные деньги. Кроме того, данные о предпочтениях пользователей могут быть использованы и в политических целях. Злоумышленникам такая информация, возможно, может пригодиться для таргетирования атаки: например, для понимания на какие ресурсы чаще всего заходят интересующие их лица", - указал Евгений Гнедин.