Государев подсчет
В кулуарах администрации президента РФ обсуждают идею создания единой государственной системы учета просмотра контента и показа рекламы в Рунете. Пока не ясно, как будет реализована новая функция с технической точки зрения, но очевидно одно - интернет-компаниям и пользователям Глобальной сети инициатива не понравится.
Про обсуждение системы оценки интернет-аудитории при помощи специального "счетчика" сообщило издание "Ведомости". Как полагают источники издания, счетчиком может выступать программа, установленная на платформу, или интернет-компании будут самостоятельно поставлять данные какому-либо назначенному оператору. Единый счетчик планируют устанавливать для мониторинга видео, а также устанавливать на сайты, которые зарабатывают на рекламе и продаже контента. Отслеживание показов интернет-рекламы может быть использовано также для целей налогообложения.
Задумка чиновников вызывает сомнения в реальности ее воплощения. Не совсем понятно, как будут определять границы Рунета, то есть определять, какие сайты подпадают под необходимость установки счетчика, и не приведут ли возможные действия регулятора к тому, что онлайн-ресурсы уйдут из доменной зоны .ru (или .рф) в иные зоны. Особенно с учетом появления в 2014 г. с подачи ICANN девяти сотен новых доменов верхнего уровня, включая такие, как .media, .video, .games и др. И государству останется контролировать контент лишь в домене gov.ru. Неясно также, как поступить с иностранными компаниями, которые работают в России, но имеют юрисдикцию иного государства. Каким способом обязать, например, Google установить "счетчик", вылавливающий российский контент? Учитывая, что эта компания не желает выполнять и уже действующие нормы российского права, едва ли она такой "счетчик" установит. В таком случае неочевидна эффективность инициативы. Если задача состоит в том, чтобы получить полную картину того, что смотрят пользователи Рунета, то ситуация "там посчитали, тут не смогли" ставит крест на всей затее.
Источники "Ведомостей" сходятся во мнении, что аккумулировать данные "счетчика" будет компания Mediascope, ранее известная как TNS Russia, которую с 2016 г. контролирует ВЦИОМ. Опыт в медиаизмерениях (правда, ТВ-аудитории) у этой компании есть. Mediascope выиграла конкурс Роскомнадзора и является единственной компанией, чьи данные по ТВ-аудитории официально признаются в России. Довольны телеканалы измерениями Mediascope или нет, но других вариантов они не имеют. Возможно, что новая задумка заранее рассчитана под расширение полномочий Mediascope.
Насколько информация от Mediascope верна - никто не знает, но у телевизионщиков она хотя бы есть, а централизованные данные по объему потребления контента в интернете пока отсутствуют. Однако стоит отметить, что запрос на подсчет ТВ-аудитории шел от рынка: не хватало данных, выбрали TNS Russia, и все игроки рынка согласились принимать эти данные. И только потом подключилось государство в лице ВЦИОМ и был создан Mediascope.
А кому нужны сведения о просматриваемом контенте в интернете - большой вопрос. ФНС они бы пригодились, чтобы лучше подсчитать доходы от рекламы, государству тоже - для контроля настроений в обществе. Экономист подумает: "Зачем тратить деньги из бюджета на то, что не будет работать?" Простой россиянин прочитает вызывающие заголовки СМИ типа: "Государство будет следить за тем, что нам нравится в интернете" - и испугается. Он не будет разбираться в мотивах государства - например, пытаться узреть в этом желание предпринять меры для помощи рекламодателям и производителям контента. Выходит, что на деле регулятор подобными инициативами создает негативный информационный фон и, стремясь контролировать ситуацию, расшатывает ее.
Похоже, что давление государства на интернет-пространство усиливается. Борьба с интернет-пиратством, закон Яровой, предусматривающий хранение телефонных разговоров, текстовых сообщений, изображений, звуков, видеозаписей и других электронных сообщений пользователей. Теперь новая придумка, которая добавит забот многим онлайн-площадкам.
В России массовое распространение получили сервисы отечественных игроков. Многие страны если используют социальную сеть, то Facebook, если поисковую систему, то Google. В России есть отечественная альтернатива, и российские платформы нуждаются в поддержке. Но пока вышеназванные инициативы работают скорее в минус для игроков рынка. Возникает вопрос - чего добивается регулятор своими действиями: чтобы, например, "Яндекс" или Mail.Ru продали бизнес? Если такие гиганты и устоят, то компаниям поменьше может стать "душно". Возможно, государство озабочено созданием большой и контролируемой контент-монополии? Выходит, как только появляется забота государства о некотором секторе рынка, там сразу кончается малый бизнес, о котором вроде бы оно печется.
Волнение интернет-компаний вполне объяснимо: они боятся утечки данных при их аккумулировании с помощью такого "счетчика". Проще взломать единую централизованную систему, чем разрозненные данные каждой веб-площадки. Если инициатива пройдет, кто будет отвечать за хранение данных и нести ответственность за их утечку?
Может случиться так, что эти и другие вопросы окажется не под силу решить одному ведомству, которое и так перегружено разработкой и исполнением множества законодательных норм. Инициатива станет очередным всплеском, который не дойдет до реализации по причине плохой проработки. Если случится, что инициатива пройдет, то весьма вероятно, что ее реализация двинется по проторенному пути нивелирования строгости законов необязательностью их исполнения.