Учебная тревога от "Билайна" и Mail.ru
На прошлой неделе случилась развязка конфликта между интернет-холдингом Mail.Ru Group и мобильным оператором "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). В первую очередь эта стычка доставила неприятности клиентам обеих компаний. Конфликтующие стороны вроде бы помирились, хотя официальных сообщений с их стороны так и не последовало.
Напомним, что в прошлом месяце Mail.Ru Group и "Билайн", которые обслуживают десятки миллионов клиентов, вынесли свои проблемы в публичную плоскость, начав перебрасываться колкостями в соцсетях, словно две медийные персоны. В начале июня абоненты "Билайна" пожаловались на ограничение качества доступа к сервисам Mail.ru, в том числе к "Одноклассникам", "ВКонтакте" и службе доставки Delivery Club. "Билайн" вечером 14 июня обвинил Mail.ru в отключении упрощенной маршрутизации трафика до своих абонентов.
Mail.ru сначала ответила, что на ее стороне проблем нет, а потом припомнила партнеру, как тот в конце апреля в шесть раз повысил стоимость SMS для клиентов холдинга, процитировав древний мем про многострадального "Карла" ("В 6 раз, Карл!").
Чтобы сократить издержки, Mail.ru остановила обслуживание прямого канала связи с "Билайном" внутри России, пустила трафик через европейские страны и призвала "полосатых" пользователей ее сервисов менять оператора.
Все закончилось довольно быстро и относительно благополучно, хотя подробности того, на каких условиях договорились Mail.ru и "Билайн", стороны не разглашают. Этот конфликт, несмотря на его скоротечность, является более глубоким и, если так можно выразиться, философским, чем кажется на первый взгляд.
Это своего рода спор того, кто владеет сетью, с тем, кто владеет рыбой. С момента превращения мобильного телефона в карманный компьютер оператор связи с его классическими звонками и SMS стал по большому счету не нужен. Он стал необходим только для интернет-доступа. От увеличения скоростей мобильного интернет-доступа и перехода на новые поколения сотовой связи выиграли не операторы, а те компании, которые дали пользователю нужный ему контент и упаковали его в экосистемы, такие как "Яндекс", Google с его YouTube или Facebook с Instagram.
За счет сетей мобильной связи с быстрым онлайн-доступом интернет-компании получили деньги, успешно монетизируя потребности пользователей, а операторы, которые за большие деньги отстроили и по сей день обслуживают сетевую инфраструктуру, вынуждены в силу конкуренции держать довольно низкую цену на услуги. То, что интернет-компании бесплатно пользуются этой инфраструктурой, получая прибыль, не может радовать операторов.
Но люди подключаются к сотовым операторам вовсе не для того, чтобы иметь счастье быть абонентом условного "ВымпелКома". Они это делают с тем, чтобы пользоваться онлайн-сервисами все тех же интернет-компаний: смотреть видео, сидеть в соцсетях и так далее. Поэтому интернет-компании смотрят на операторов просто как на средство доступа к цели - примерно как водитель на дорогу. Конфликты при таких условиях неизбежны, как в старом анекдоте про комсомольца и священника. Когда первый говорит второму: "Ах, не дашь мне монашек в баню? Тогда я не дам тебе комсомольцев в церковный хор".
Из конфликта "ВымпелКома" и Mail.ru можно предположить, что в будущем по схожей схеме может рассориться, скажем, МТС с "Яндексом" или Tele2 с Facebook. Регулировать такие взаимоотношения на уровне государства не имеет смысла. Федеральная антимонопольная служба вмешалась в спор "Билайна" и Mail.ru постфактум. Замглавы ведомства Анатолий Голомолзин назвал ситуацию ненормальной и пригрозил компаниям проверкой. Но в каждом последующем конфликте проблема будет, скорее всего, уникальной.
Все это приводит к мысли о том, что интернет-компаниям и операторам связи необходимо договариваться между собой, чтобы подобных ситуаций более не случалось. Игрокам рынка нужно самоорганизовываться и стремиться к созданию объединений, которые занимались бы саморегулированием. Если операторы и интернет-компании не сделают этого сами, за них возьмется государство. И будет регулировать так, как умеет - подчас топорно, рубя всех и сразу и принуждая к выполнению невыполнимого.
Такие компании, как "Яндекс", Mail.ru, операторы "большой четверки", стали уже настолько крупными и значимыми, что их рыночное поведение отражается на жизнях миллионов пользователей. Когда они начинают между собой конфликтовать, это ведет к проблемам миллионов людей. Поэтому хочется им сказать: "Раз уж вы выросли за счет абонентов, приобрели всеобщую популярность и значимость в их жизни, то будьте добры - думайте о своих клиентах, а все проблемы бизнеса эффективно и заранее решайте между собой не в социальных сетях и не по принципу: вы нам цену на SMS подняли, а мы вам тогда трафик пустим через Амстердам".
Конечно, напрямую Mail.ru денег большинство пользователей не платят. Базовые сервисы, такие как почта или соцсети, - бесплатны. Однако пользователи зависят от интернет-компаний и операторов связи и ожидают, что те будут "мудры и справедливы". Клиенты хотят, чтобы бизнес был ответственен в действиях и расстался с иллюзией о том, что бизнес - это просто бизнес и в нем нет ничего личного.
Возможен, правда, и другой вариант решения проблемы. Компании калибра Mail.ru или "Яндекса" могут избавиться от проблем с операторами связи, просто купив их. И если в следующий раз кто-то из операторов попробует необоснованно задрать цены, то, например, Mail.ru или один из ее бенефициаров Алишер Усманов возьмет его и купит. И получится как в фильме "Даун Хаус", где герой Ивана Охлобыстина говорит, сидя в ресторане: "Вот, предположим, пришел я сюда перекусить. А эта гадость в передниках кричит: "Закрываемся! Закрываемся!" А я - хоп! Взял ресторан и купил. Теперь он для меня работает круглосуточно".